Что означают специальные налоговые режимы и что к ним относят? Характеристика специальных налоговых режимов Специальные налоговые режимы их применение

Система налогообложения РФ предусматривает различные формы уплаты налогов. Согласно законодательству некоторые категории налогоплательщиков России могут пользоваться специальными режимами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В отдельных случаях они помогают уменьшить налоговые выплаты или упростить процедуру налоговых начислений и отчетности по налогам. Особенно актуальны специальные режимы для предпринимателей, создающих объекты малого и среднего бизнеса.

В чем суть ситуации?

Особые режимы в системе налогообложения могут использоваться для некоторых категорий предпринимателей.

Это могут быть:

  • производители сельскохозяйственной продукции могут выплачивать единый сельскохозяйственный налог (сокращенно ЕСХН);
  • предприниматели и компании, имеющие соответствие определенным правилам пользуются упрощенной системой налогообложения (УСН);
  • предприятия и организации, занимающиеся определенными видами бизнеса, выплачивают единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • выполняющие все условия по разделу продукции инвесторы имеют преимущества льготного налогообложения;
  • индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует установленным правилам, пользуются патентами и платят налоги согласно особым правилам (ПСН).

Специальные режимы, в отличие от общего режима налогообложения, предоставляют некоторые послабления физическим и юридическим лицам, занятым в сфере малого бизнеса. Это входит в рамки государственной поддержки малому предпринимательству в России.

Виды специальных налогов

Приведём схему уплаты специальных режимов налогообложения в таблице:

Название специального налога Вид уплачиваемых налогов Объект налогообложения Ставка налога Сроки уплаты налога
УСН Единый налог
  1. Общая сумма доходов
  2. доходы, уменьшенные на понесенные расходы
  1. От 5 до 15% (может устанавливаться региональными органами власти)
Авансовые или итоговые платежи, 1 раз в квартал — до 25 числа после окончания квартала или раз в год — до 31 марта (для организаций)и до 30 апреля – для ИП
ЕНВД Единый налог Вмененный доход 15% Не позже 25 суток со дня окончания налогового периода — платежи авансом
ПСН Оплата патента Потенциально возможный доход по определенному виду деятельности, на которые выдан патент 6% Зависят от срока действия патента
ЕСХН Единый налог Доходы, уменьшенные на понесенные расходы 6% Авансовые платежи – не позже 25 дней после даты окончания налогового периода, до 31 – марта по итогам года

Применение специального режима налогообложения не освобождает предпринимателей от обязанности платить налоги по доходам за своих работников.

Выплаты осуществляются работодателем и вычитаются из ежемесячного вознаграждения работников.

Срок выплаты – в день получения доходов или до последнего дня месяца, за который начислена заработная плата.

Сумма налога на доход физического лица составляет:

  • 13% — для лиц, которые считаются налоговыми резидентами;
  • 30% — для тех, кто не является налоговым резидентом.

Режим льготного налогообложения

В случаях, когда выполняется соглашение о разделе продукции между инвестором и государством, применяются льготные правила налогообложения. При этом некоторое количество налогов, уплаченных предпринимателем, возвращаются.

Льготное налогообложение компания может получить только при строгом выполнении следующих условий:

  • Перед заключением соглашения о разделе продукции был проведен аукцион на право пользования недрами;
  • Государство должно иметь право собственности на 32% или более от всей продукции, произведенной данным предприятием;
  • При улучшении показателей привлекательности инвестиций в данное предприятие предусматривается еще большее увеличение доли государства.

Как применять специальные режимы налогообложения?

У специальных режимов начисления налогов имеются следующие особенности:

  • УСН – численность работников должна быть менее 100 человек , доход – меньше 60 млн. рублей , у предприятия не должно быть филиалов и представительств.
  • ЕНДВ – применяется только для некоторых видов деятельности, приведенных в специальном списке, не может сочетаться с другими видами налогообложения.
  • ЕСНХ – применяется для предпринимателей, занятых в сфере производства сельскохозяйственной продукции и в рыбохозяйствах.
  • ПСН – применяется для видов деятельности, входящих в определенный список, не предполагает сдачу налоговых деклараций, на каждый вид деятельности требуется оформление отдельного патента, сумма налога устанавливается в зависимости от вида деятельности и не зависит от полученных доходов.

Правила применения специальных режимов в общей системе налогообложения несколько отличается для разных групп налогоплательщиков. Это зависит от того, является предприниматель юридическим или физическим лицом.

Для ИП

Преимуществом для предпринимателя – физического лица является возможность замены одним из специальных режимов каждого из налогов.

Заменить таковым можно налог:

  • на доходы физических лиц (когда доходы являются прибылью от деятельности, облагаемой налогом);
  • на имущество физических лиц (если оно служит для работы);
  • на добавленную стоимость — НДС (если она получена при операциях, проводимых в ходе предпринимательской деятельности).

Сумма налогов при уплате ЕНВД, может уменьшаться при определенных условиях. Индивидуальные предприниматели, которые не нанимают работников, имеют право уменьшать налог на сумму, уплаченную на счета Пенсионного Фонда — обязательные страховые взносы. Данные взносы должны быть уже перечислены к моменту оплаты налога.

Те ИП, у которых есть наемные работники, тоже могут некоторую сумму вычесть из налога ЕНВД. При этом учитываются уплаченные за работников страховые взносы, но не больше, чем на 50%.

При использовании УСН декларация подается индивидуальными предпринимателями до 30 апреля того года, который следует за отчетным.

Уведомление о применении ЕСНХ подается индивидуальными предпринимателями по месту их жительства в течение 30 дней после даты постановки на учет в налоговом органе. Декларация подается до 31 марта следующего за отчетным года.

ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей, причем количество наемных работников у них должно быть не больше 15 человек. Для ИП существует возможность совмещать другие формы налогообложения с патентной системой.

Для юрлиц

Юридические лица при применении специальных режимов имеют возможность не осуществлять выплаты по некоторым видам налогов так же, как и индивидуальные предприниматели.

В список входят:

  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на имущество организаций;
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).

Юридические лица должны подавать уведомления и осуществлять выплаты по месту нахождения организаций. В этом состоит одно из отличий с физическими лицами, которые платят налоги по месту своего жительства.

Составление деклараций по доходам и оплата налогов (кроме ЕНВД) производятся юридическими лицами не позже 31 марта года, который наступает после отчетного.

Отчеты по ЕНВД должны выполняться ежеквартально, не позже 20 числа наступающего после отчетного квартала месяца, выплаты – не позже 25 числа.

Особенности перехода на специальные режимы

Переход на специальные режимы с осуществляется предпринимателями добровольно. Возможность дается один раз за год. Нужно подать соответствующее заявление налоговым работникам до 31 декабря.

Оно должно быть зарегистрировано по месту регистрации предпринимателя (для ИП) или по месту нахождения организации (для юридических лиц).

Исключением является переход на патентную систему. Желающие должны написать заявление за 10 дней или раньше до того, как начнет действовать патент. Виды предпринимательской деятельности с возможностью оформления патента приводятся в специальном списке. Сроки действия этого вида специального налогового режима могут быть различными, но не больше одного года. Сроки налоговых выплат зависят от того, на какое время выдан патент.

Патентная система предполагает выполнение предпринимателем определенных условий. При их невыполнении он может утратить право на ее использование.

Право на патент утрачивается, если:

  • во время его действия сумма доходов предпринимателя от начала года достигла или превысила 60 млн. рублей ;
  • общее количество наемных работников стало больше 15 .

Оформление нового патента не разрешается и тем ИП, которые пропускали сроки налоговых выплат.

Если право на патент утрачено по любой из этих причин, заявление о его возобновлении не может быть подано до окончания текущего года.

Налоговые выплаты по ПСН зависят от срока действия полученного патента:

  • патент действует до 6 месяцев – сразу после начала действия в течение 25 дней ;
  • действие продлится больше 6 месяцев – есть возможность разделить платежи: одна часть, не меньше трети всей суммы, должна быть уплачена не позднее 25 дней после открытия, остальное не позже, чем 30 дней до его окончания.

Переход на ЕНВД возможен, если численность работников меньше 100 человек и данный вид налога употребляется в этом регионе. При этом должны выполняться еще некоторые условия, позволяющие пользоваться этим видом налогообложения.

На УСН можно перейти сразу во время регистрации налогоплательщика как организации или в качестве индивидуального предпринимателя. Если заявление не было написано при подаче документов, на принятие решения о выборе системы налогообложения дается еще 30 дней.

Плюсы и минусы специальных режимов

Явное преимущество специальных режимов начисления налогов очевидно. Это упрощение налоговой и бухгалтерской отчетности. Отпадает необходимость отдельных выплат налогов на доходы, на имущество и НДС. Они заменяются единым налогом.Для новых предпринимателей и для занимающихся малым бизнесом это означает меньшие расходы на бухгалтерские услуги.

Ставки налога в специальных режимах вполне по силам даже начинающим бизнесменам, поэтому их своевременная оплата не представляет трудности.

Применение специальных режимов будет наиболее выгодным для тех предпринимателей, которые имеют дело с конечным потребителем, — в сфере торговли, оказания услуг, в производстве и собственной переработке сельскохозяйственных продуктов.

Нужно отметить, что специальные режимы начисления и уплаты налогов имеют и свои минусы:

  • Применение специальных режимов имеет существенные ограничения, при невыполнении определенных условий их использовать нельзя.
  • Расходы, понесенные предпринимателем, учитываются только в одном из названных режимов, — в УСН.
  • Специальные режимы не предусматривают уплату НДС, и это ведет к тому, что крупные организации часто предпочитают ограничивать сотрудничество с такими налогоплательщиками.
  • Ставки налогов уравнены для разных регионов. Практически не учитывается разница в уровне доходов в местностях с различным количеством потребителей и с разным уровнем дохода клиентов.
  • Специальные режимы не предусматривают никаких льгот для налогоплательщиков.

Предоставляет предпринимателям возможность задействовать самые разные схемы расчетов с государством. Есть общий механизм исчисления сборов в бюджет, который характеризуется достаточно большим объемом финансовой нагрузки на бизнес. Есть различные специальные режимы налогообложения, задействование которых предполагает существенное снижение налогового бремени на предприятия. Воспользоваться соответствующими преференциями в части уплаты государству налогов и сборов могут предприниматели, осуществляющие деятельность в самом широком спектре отраслей. Каждый из них может выбрать специальную систему налогообложения, наилучшим образом совместимую со спецификой бизнес-модели, величиной выручки, а также ее соотнесением с издержками. Какого рода спецрежимы сбора налогов устанавливает российское законодательство? Как выбрать из них оптимальный?

Понятие спецрежима налогообложения

Специальный налоговый режим - система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае - освобождение от них отдельных плательщиков.

Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь - Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России - НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.

К специальным налоговым режимам относятся, если следовать положениям НК РФ:

  • ЕСХН.
  • ЕНВД.
  • Налог для плательщиков, выполняющих соглашения о разделе продукции.
  • Налог для предпринимателей, работающих по патенту.

Рассмотрим специфику отмеченных видов налогов подробнее.

ЕСХН

ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог, - специальный налоговый режим, который установлен для предпринимателей-аграриев. Также к налогоплательщикам, которые имеют право пользоваться преимуществами ЕСХН, относятся рыбохозяйственные организации. Рассматриваемый спецрежим позволяет плательщикам не перечислять в бюджет налоги:

  • на прибыль предприятий (не считая сбора, который уплачивается с выручки по дивидендам либо некоторым разновидностям долговых обязательств);
  • на имущество предприятий;
  • НДС (не считая сбора, который уплачивается на таможне при импорте товаров в РФ, а также при договорах простого товарищества, либо доверительного управления собственностью).

ЕСХН - налоговый режим, на который предприниматели могут переходить добровольно. Для того чтобы сделать это, бизнес должен направить в ФНС уведомление - по месту ведения коммерческих активностей. Однако, начать пользоваться преференциями, которые гарантирует данный специальный налоговый режим, фермер сможет только со следующего года. Начать работу по ЕСХН сразу могут только новые организации, которые только что прошли государственную регистрацию - либо успели подать соответствующее уведомление в ФНС в течение 30 дней после получения правоустанавливающих документов.

Условия перехода на ЕСХН

Воспользоваться преимуществами ЕСХН могут только те бизнесы, которые имеют выручку от сельскохозяйственной деятельности более 70% от общего дохода. Не могут работать по ЕСХН:

  • компании, осуществляющие выпуск подакцизных товаров;
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • государственные и муниципальные учреждения.

Объект налогообложения по ЕСХН

Объект налогообложения по ЕСХН - прибыль бизнеса, то есть разница между доходами и расходами. Ставка ЕСХН составляет 6%. Данный налог можно считать, таким образом, одним из самых выгодных в российской системе налогообложения. База для исчисления налога по ЕСХН может быть, кроме того, уменьшена на величину убытков, зафиксированных в предыдущий год.

УСН

Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:

  • штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
  • выручка бизнеса - не более 60 млн рублей в год;
  • остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
  • если налогоплательщик - юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.

УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.

УСН позволяет бизнесам не платить:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);

Перейти на УСН, как и в случае с ЕСХН, можно, направив в ФНС уведомление по установленной форме. Аналогично этому, работать по «упрощенке» бизнес сможет только со следующего года. Исключение - если организация новая, и ее собственники успели направить в ФНС уведомление в течение 30 дней после государственной регистрации. Также следует отметить, что при переходе на УСН с ЕНВД работа по «упрощенке» возможна с того месяца, когда организация перестала работать по ЕНВД.

Виды УСН

УСН - система налогообложения, которая может быть задействована предпринимателем с точки зрения расчетов с бюджетом в двух вариантах. Во-первых, бизнес может уплачивать государству 6% от выручки. Во-вторых, есть вариант с перечислением в бюджет 15% от чистой прибыли.

Выбор одной из двух отмеченных схем зависит от самого предпринимателя. Использовать УСН, по которому государству уплачивается 6% от выручки целесообразно бизнесам, которые не имеют больших расходов. Это могут быть, например, консалтинговые организации, а также любые другие, что специализируются на оказании услуг. В свою очередь, промышленные бизнесы, строительные компании, торговые организации, скорее всего, будут иметь меньшую рентабельность вследствие больших расходов. Поэтому им выгоднее будет работать по УСН, отдавая в бюджет 15% от прибыли. При этом регионы РФ могут устанавливать льготные налоговые режимы по УСН для соответствующей схемы, по которым ставка может быть уменьшена до 5%.

В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации были введены специальные налоговые режимы в процессе становления налоговой системы России. Было призвано компенсировать отмену ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования.

Однако практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны их применения, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования.

В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим определяется очень узко, лишь как система мер налогового регулирования, однобоко трактуя это емкое понятие.

Существующее определение специальных налоговых режимов, данное в НК РФ, не в полной мере отражает признаки действующих специальных налоговых режимов. Статья 18. Специальные налоговые режимы

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

В системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов. И для этого специального налогового режима определение, данное в НК РФ, вполне подходит. Однако налогоплательщики, применяющие другие специальные налоговые режимы, освобождаются от обязанности по уплате некоторых налогов. Для них предполагается уплата единого сельскохозяйственного налога, налога при упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, которые в свою очередь не указаны в составе федеральных, региональных и местных налогов в статьях 13, 14 и 15 НК РФ. То есть, следуя определению, уплата единых налогов является особой формой освобождения от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, что не является совсем корректным. Необходимо законодательное закрепление статуса единых налогов, которые используются при построении специальных налоговых режимов, в определении специальных налоговых режимов. Закрепление статуса единых налогов в определении специальных налоговых режимов в статье 18 НК РФ позволит снять данное противоречие.


Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.

Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму налогового регулирования.

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции: с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости в налоговой форме; с другой стороны, – это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности. Таким образом, недостаточная теоретическая и организационная проработка вопросов сущности специальных налоговых режимов отразилась в нормах налогового законодательства РФ.

Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны "наказывать" предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Например, это могут быть такие объекты налогообложения, как земельный участок, производственная площадь, месторождение полезного ископаемого и т.п. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. В таком случае ставка единого налога должна устанавливаться в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо натуральному показателю и не увеличиваться при росте производительности труда.

Говоря о специфических особенностях специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нельзя не отметить позитивных и негативных последствий их применения (таблица 1).

Таблица 1. Последствия применения специальных налоговых режимов

  • 7. Контролируемые сделки. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
  • 8. Методы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
  • 9. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
  • 10. Формы изменения сроков уплаты налогов.
  • 11. Субъекты налоговых отношений, их права и обязанности.
  • 12. Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за них.
  • Обстоятельства, смягчающие ответственность
  • 14. Экономическое содержание ндс. Методы определения добавленной стоимости.
  • 15. Плательщики ндс. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
  • 16. Объект обложения и ндс. Операции, не подлежащие обложению ндс.
  • 17. Порядок определения налоговой базы ндс.
  • 18. Ставки ндс. Порядок применения нулевой ставки при экспорте товаров.
  • 19 . Налоговые вычеты по ндс.
  • 20. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс в бюджет. Порядок возмещения ндс.
  • 21. Экономическая природа акцизов. Перечень подакцизных товаров.
  • 22. Плательщики акцизов и объект налогообложения.
  • 23. Ставки и налоговая база акцизов. Порядок исчисления и уплаты акцизов в бюджет.
  • 24. Содержание налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе рф.
  • 25. Плательщики налога на прибыль организаций и объект налогообложения.
  • 26. Порядок определения доходов и их классификация для целей налогообложения прибыли.
  • 27. Расходы организации и их классификация для целей налогообложения прибыли.
  • 28. Порядок начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
  • 29. Порядок определения налогооблагаемой прибыли.
  • 30. Ставки налога на прибыль. Налогообложение отдельных видов доходов.
  • 31. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет.
  • 32. Налог на имущество организаций: плательщики, объект обложения, налоговая база.
  • 33. Налог на имущество организаций: ставка, льготы, порядок исчисления и уплаты в бюджет.
  • 34. Налог на доходы физических лиц: плательщики и объект обложения.
  • 35. Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Доходы, не подлежащие налогообложению.
  • 36. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
  • 37. Ставки налога на доходы физических лиц.
  • 38. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.
  • 39. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. Декларирование доходов.
  • 40. Налогообложение имущества физических лиц в рф.
  • 41. Транспортный налог.
  • 42. Состав и назначение платежей за природные ресурсы.
  • 43. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • 44. Земельный налог.
  • 45. Водный налог.
  • 46. Налог на игорный бизнес.
  • 47. Государственная пошлина.
  • 48. Общая характеристика специальных налоговых режимов.
  • 49. Порядок применения упрощенной системы налогообложения (усн).
  • 50. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 51. Патентная система налогообложения
  • 52. Налоговые новации в 2013 году.
  • 48. Общая характеристика специальных налоговых режимов.

    Специальный налоговый режим – это особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. (Специальный налоговый режим налогообложения предполагает замену отдельных налогов и сборовединым налогом ).

    К специальным налоговым режимам относятся:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – вводится единый сельскохозяйственный налог;

    2) упрощенная система налогообложения (вопрос 49 ); - вводится Единый налог

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;(вопрос 50 ) – вводится Единый налог на вмененный доход

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;(СН СРП) – происходит Раздел произведенной продукции

    5) патентная система налогообложения (вопрос 51 ). (НОВЫЙ С 2013 года). Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели. При этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) превышает 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права.

    Режимы 1-3

    Налогоплательщиками при этих режимах являются организации и индивидуальные предприниматели;

    Указанные режимы предусматривают введение федеральных налогов, не предусмотренных ст.13 НК РФ: единого сельскохозяйственного налога; единого налога; единого налога на вмененный доход.

    Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

    предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов для организаций и индивидуальных предпринимателей:

    К списку вопросов

    49. Порядок применения упрощенной системы налогообложения (усн).

    Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Заявление о переходе – до 31 декабря. Для упрощенки позволительно не вести бух. учет, но если это ОАО – то надо вести.

    Налогоплательщик вправе перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, когда он подает заявление о переходе на УСН, ДОХОД ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕ ПРЕВЫСИЛ 60 млн руб (с 2013 года). (без НДС). Данный размер подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. На 2013 год в коэффициент-дефлятор устанавливается в размере, равном 1.

    Налогоплательщиками при этом режиме являются организации и индивидуальные предприниматели;

    Указанный режим предусматривают введение федерального налога, не предусмотренного ст.13 НК РФ: единого налога.

    Налогоплательщики, применяющие режим, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налогоплательщики не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

    Порог рентабельности – когда расходы равны 60% - то суммы налога равны.

    Организации учитывают доходы:

    1) доходы от реализации товаров, работ, услуг;

    2) внереализационные доходы;

    Индивидуальные предприниматели - учитывают

      доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

    Перечень расходов является закрытым (36 видов) и предусмотрен ст.346.16.

      Расходы на приобретение ОС и НМА – не амортизируем;

      Материальные – совпадают с теми, которые применяем для налогообл прибыли;

      Оплата труда, представительские, % ставки – нормируемые;

    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу (кассовый метод ).

    Налоговая база: денежное выражение доходов или денежное выражение доходов уменьшенные на величину расходов.

    Налоговый период : календарный год

    Отчетный период : первый квартал, полугодие и девять месяцев.

    Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или месту жительства инд. предпр.

    Налог по итогу налогового периода уплачивается не позднее срока подачи налоговой декларации:орг . – не позднее31 марта след года;инд. пред – не позднее30 апреля след года.Квартальные авансовые платежи – не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим.

    Ограничения: не вправе применять:

      По видам деятельности:

      финансовые организации (банки, участники рцб, страховые компании, ПАИ, ломбарды, консалтинговые фирмы);

      организации с обособленными подразделениями – филиалы и представительства;

      организации и ИП, производящие подакцизную продукцию;

      добывающие и реализующие ПИ;

      игорный бизнес;

      нотариусы;

      участники соглашений по разделу продукции;

      применяющие СН СХТ;

      бюджетные и казенные учреждения;

      иностранные организации.

      По УК - не более 25% УК – доля других организаций; организации, в которых доля участия других организаций составляетболее 25 процентов . Данное ограничение не распространяется: на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

      По среднесписочной численности – не более 100 человек

      По стоимости имущества – до 2012 был ограничитель по стоимости амортизируемому имуществу (ОС+НМА) <=100 млн руб, теперь только ОС

    Порядок принятия к налоговому учету расходов по приобретенным ОС и НМА до применения УСН

    Минимальный налог = Доходы * 1%

      Сумма уплаченного минимального налога включается в состав расходов следующего периода;

      Убытки переносятся на будущее сроком на 10 лет;

      Сумма налога по 1 вар-ту может быть уменьшена на сумму страх платежей в гос фонды и на сумму пособий временной нетрудоспособности, по материнству, но не может быть уменьшена более, чем на 50%.

    К списку вопросов 48: Специальные налоговые режимы

    "

    Каждая организация или индивидуальный предприниматель должны выплачивать в бюджет страны часть денежных средств со своей прибыли или доходов – налоги. Ко всем плательщикам при регистрации применяется общий налоговый режим – сложная и неудобная для многих система уплаты налогов. Для . Рассмотрим популярные спецрежимы.

    Зачем нужны спецрежимы налогообложения

    Для поддержки и стимулирования развития бизнеса в налоговой системе РФ, помимо предусмотрены еще и пять специальных.

    Спец режимы наиболее распространены в небольших и средних предприятиях, поскольку позволяют значительно упростить систему уплаты налогов и сдачи отчетности, а также сэкономить на платежах.

    Которые действуют в России, максимально полно соответствуют общепринятым мировым стандартам и разработаны на их основе.

    Понятие “специальный налоговый режим” согласно НК РФ

    Понятие “Специальный налоговый режим” подразумевает особую процедуру определения и взимания налогов, а также освобождения от их уплаты при наличии некоторых условий.

    Целью его введения является предоставление начинающим предпринимателям возможности работать в более благоприятных условиях.

    Что предусматривает переход

    Критериями, по которым определяется возможность перехода на одну из специальных систем, может быть:

    • вид деятельности, которым занимается предприятие;
    • численность сотрудников компании;
    • размер получаемого дохода;
    • форма собственности.

    Применение спецрежимов имеет такие положительные моменты:

    • многие приоритетные сферы предпринимательства испытывают меньшую налоговую нагрузку;
    • особые условия уплаты налогов стимулируют развитие малого бизнеса;
    • снижается уровень теневого оборота;
    • в сферах, где используются специальные режимы, повышается собираемость налогов.

    Общим для всех существующих специальных налоговых режимов является то, что они заменяют собой множество сборов общей системы путем введения одного единого налога.

    Конкретная ставка, налоговая база и особенности его расчета зависят уже от конкретного вида специального режима.

    Характеристики и сравнительный анализ видов спец режимов

    В Налоговом кодексе РФ имеется пять специальных режимов, которые могут использовать плательщики при наличии у них для этого оснований. Каждая из систем имеет как свои преимущества, так и недостатки, поэтому проведем сравнительный анализ каждого из популярных видов.

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

    Этот налоговый режим доступен только для тех предприятий и ИП, деятельность которых связана с сельским хозяйством. При этом доход от этой деятельности должен охватывать минимум 70% от всего полученного совокупного дохода.

    Деятельность, которая попадает под ЕСХН:

    • растениеводство;
    • животноводство;
    • разведение и выращивание рыбы;
    • лесное хозяйство и т. д.

    Чтобы иметь право применять эту налоговую систему, предприниматели должны именно производить такую продукцию, а не заниматься ее дальнейшей реализацией или переработкой.

    Переход на режим ЕСХН осуществляется добровольно и при наличии необходимых для этого условий, путем подачи специального заявления в налоговую.

    Данная система во многом схожа с УСН, с тем лишь отличием, что применяется она для сельскохозяйственных предприятий. Единый налог заменяет для ООО налог на прибыль, а для ИП – подоходный налог, а также для них обоих – налог на имущество и НДС (кроме таможенного). При этом за своих сотрудников НДФЛ будет продолжать выплачиваться – как у ИП, так и у предприятий.

    Налоговая ставка составляет 6%, а в качестве базы выступает прибыль – полученные доходы за вычетом всех документально понесенных расходов. При этом допускается уменьшить размер дохода, отняв от него убытки за прошлые периоды.

    Упрощённая система налогообложения

    Данная система доступна как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Чтобы перейти на нее, нужно подать в налоговую специальное заявление. Сделать это можно лишь в течение трех дней после регистрации вновь созданного экономического субъекта или с 1 октября по 30 ноября.

    Для ООО единый налог заменяет:

    • налог на прибыль;
    • налог на имущество.

    ИП не будут платить такие налоги, как:

    • НДФЛ;
    • налог на имущество.

    Также все налогоплательщики освобождаются от уплаты НДС (кроме таможни). Вместе с тем обязательства по уплате страховых взносов в пенсионный фонд сохраняется как у ООО, так и у ИП.

    Единый налог может рассчитываться двумя способами:

    • от полученного дохода – в размере до 15% (конкретная цифра может быть установлена региональными законодательными актами);
    • от полученной прибыли (доход за вычетом расходов) – 6% от суммы.

    УСН доступна не для всех видов деятельности: банковская, страховая, инвестиционная сферы, производство подакцизных товаров и операции с ценными бумагами не попадают под действие этой системы. Для ИП существует также ограничение по численности сотрудников – их не должно быть больше 100. Список ограничений для организаций гораздо шире:

    • доход от реализации за 9 месяцев прошлого года должен быть не более 45 млн. руб.;
    • стоимость имущества не может превышать 100 млн. руб.;
    • должны отсутствовать филиалы и представительства;
    • доля в уставном капитале юрлиц не может быть больше четверти.

    Если за отчетный период стоимость имущества, которое было реализовано, превысит 60 млн. руб., то и организации, и ИП должны будут вернуться к общему режиму.

    Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

    Применение режима ЕНВД также доступно как для ИП, так и для организаций, и с 2013 года является полностью добровольным решением плательщика. Его суть состоит в том, что налогоплательщик выплачивает вместо нескольких разных налогов один, в размере 15% от налоговой базы.

    Особенность режима состоит в том, что налоговая база не зависит от фактически полученного результата деятельности.

    Не имеет значения величина дохода или прибыли, поскольку налог платится с вмененного дохода.

    Вмененный доход – это денежная сумма, которая установлена в фиксированном значении и считается средним показателем доходности того или иного вида деятельности.

    ЕНВД может сочетаться с другими режимами, поскольку эта система применяется только для законодательно установленного перечня видов деятельности:

    • транспортные перевозки (как пассажиров, так и грузов), а также обслуживание различных видов автомобилей;
    • розничная торговля;
    • сфера общественного питания;
    • оказание ветеринарных услуг и т.д.

    В каждом регионе РФ есть свой перечень конкретных видов деятельности, попадающих под этот режим. Существуют ограничения и по масштабам работы предприятия, то есть по таким критериям, как:

    • численность персонала (не больше 100);
    • доля других юрлиц в уставном капитале (меньше 25%);
    • производственная площадь (зависит от вида деятельности).

    Также ООО или ИП не должен являться крупным налогоплательщиком. Если все показатели остаются неизменными, то декларация составляется всего один раз и далее дублируется каждые три месяца.

    При ЕНВД не предусмотрено возможности сдавать нулевые декларации и не платить налог, если деятельность не ведется. Налогоплательщик обязан либо вовремя совершать все отчисления, либо переходить на другой налоговый режим.

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Этот режим используется в регулировании отношений сторон договора о разделе продукции и заменяет часть необходимых к уплате налогов. Сторонами договора являются:

    1. Инвестор – это предприниматель, который платит определенную денежную сумму за получение права заниматься поисками и добычей минерального сырья на территории, указанной в договоре.
    2. Государство в лице местного исполнительного органа, который и предоставляет инвестору право пользоваться недрами.

    В соответствии с условиями данной системы, в случае добычи ценной продукции она будет разделена между инвестором и государством. Такое разделение заменит часть установленных законодательством налогов и сборов. При этом он должен платить такие налоги, как:

    • страховые взносы;
    • налог на прибыль;
    • акциз;
    • госпошлину;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • платежи за использование природных ресурсов;
    • земельный налог;
    • плату за оказание негативного влияния на окружающую среду.

    Практически все данные налоги в дальнейшем инвестору будут возмещены. Разделение произведенной продукции может осуществляться при помощи двух вариантов:

    • 75% и 25% (между инвестором и государством соответственно) – базовый вариант;
    • 68% и 32%.

    – все, что нужно знать про расчет итогового результата деятельности компании.

    Последний вариант используется редко, лишь в исключительных случаях, и может зависеть от технико-экономического обоснования проекта или проведенной стоимостной оценки недр.

    Патентная система налогообложения

    Данный налоговый режим доступен только для индивидуальных предпринимателей и направлен на стимулирование развития малого бизнеса. Его могут применять ИП, которые занимаются ограниченным перечнем видов деятельности, например:

    • оказание парикмахерских услуг;
    • работы по ремонту обуви;
    • пошив одежды;
    • косметические услуги;
    • индивидуальные образовательные услуги (репетиторство или ведение курсов);
    • дизайнерские услуги;
    • ремонт мебели и т.д.

    Предприниматель, занимающийся одним из данных видов деятельности, может применять патентную систему при выполнении следующих условий:

    • он имеет не более 15 сотрудников;
    • его выручка за год составляет менее 64,02 млн. руб.

    Работа осуществляется на основе полученного патента – он действует в течение одного года и лишь на территории того субъекта РФ, где и был выдан. Налог установлен в размере 6% от потенциально возможного дохода.

    Последняя величина прописывается в местных нормативных актах и может составлять от 100 000 руб. до 1 млн. руб. Также, в зависимости от различных факторов, она может корректироваться при помощи специальных коэффициентов.

    В конце года или перед окончанием периода действия патента его необходимо продлевать – без выполнения этого условия предприниматель не сможет далее работать на этой системе.

    Также о спецрежимах налогообложения смотрите в этом видео:

    Сравнение принципов налогообложения

    Применение специального режима должно быть основано на таких принципах:

    1. Упрощение процедуры налогообложения – множество налогов, существующих на общем режиме, заменяются одним. Это делает порядок их исчисления и уплаты более удобным и простым.
    2. Налоговое благоприятствование – спецрежим должен иметь более мягкие и выгодные для плательщика условия, иначе его применение будет бессмысленным.
    3. Добровольность – предприниматель сам решает, оставаться ли ему на общем режиме налогообложения или переходить на специальный.
    4. Избирательность – законодательство устанавливает ограничения по виду деятельности и масштабу налогоплательщика, который имеет возможность перейти на спецрежим.
    5. Сосуществование – все режимы предусматривают применение как единого налога, так и других обязательных взносов (например, страховых).
    6. Замещение – единый налог каждого спецрежима заменяет несколько других из общей системы.
    7. Учет особенностей экономических условий каждого субъекта – этот принцип реализуется при помощи введения различных корректирующих коэффициентов.

    Применение специальных режимов направлено на то, чтобы помочь начинающим предпринимателям и небольшим организациям выдержать существующую на рынке конкуренцию и иметь возможность продолжать свою деятельности.

    Условия спецрежимов помогают снизить налоговую нагрузку и значительно упрощают налогоплательщикам ведение отчетной документации.

    Просмотров