Лекции по финансовой грамотности для школьников. Уроки финансовой грамотности в школе. Куда двигаться и что делать

Не учат в школе и об этом редко говорят в семье. Удивляться здесь нечему, ведь родители и учителя в большинстве случаев в управлении практически не разбираются.

Приведем основные утверждения, которые нужно знать подрастающему поколению, школьникам, желающим обрести финансовую независимость.

1. Как мы уже отметили, этот очень нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат как добиться .

2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату и зависели от работодателя, часто работая без выходных.

По статистике 93% богатства принадлежит 7% людей!

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными .

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так, как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. Сайт о финансовой грамотности « » познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и вы увидите, что это относительно просто.

4. актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах — это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите, как они живут.

Стратегия

5. Контроль доходов и расходов. Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать . Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды.

Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе.

Размер доходов и расходов не так важен, а важно то, сколько денег остаётся.

6. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.

7. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.

Перспектива

8. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт).

Специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.

9. Сама по себе довольно проста, хоть и считается прерогативой специалистов и учёных. Неужели так сложно освоить, что деньги, которые удалось сохранить нужно разделить на 3 части: первая – на сбережение (в надёжный банк), вторая – на инвестирование (акции, облигации и т.д.), а третья – на благотворительность (помощь другим людям возвращается многократно).

Всё просто и всё только в Ваших руках.

Помните, что 80% достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.

Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео об основах финансовой грамотности для школьников:

Бабылина Ирина Валерьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288,
Ки Екатерина Эдуардовна - Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083,
Мокиенко Елена Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375
Панюкова Светлана Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,

Бабылина И.В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)

Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб); Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)

Ки Е.Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)

Мокиенко Е.А. Упражнения кондитерские изделия. (PDF, 895 Кб)

Панюкова С.Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.

Лындина Оксана Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива»,
Зеленцова Елена Алексеевна - Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;,
Лошакова Екатерина Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)

Бизнес игра «Юные взрослые».

Егорова Александра Алексеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448,
Дворникова Анна Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448

Проект (PPTX, 2,73 Мб)

Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)

Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса "Лесная ярмарка".

Иванова Любовь Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис,
Кононенко Татьяна Михайловна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862,
Круглова Ирина Михайловна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис

Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)

Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)

Тест. (PDF, 101 Кб)

Парные картинки (PDF, 507 Кб)

Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме: «Мой первый бизнес-план»

Пашкевич Наталия Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557,
Пикалова Мария Андреевна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по

Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»

Грачева Наталия Евгеньевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Гвоздева Нина Викторовна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Быткэ Ирина Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Хохулина Наталья Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Сафронова Юлия Сергеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814,
Мухина Наталья Анатольевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.

Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)

Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов

Максимова Светлана Аркадьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843,
Коняшина Елена Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843,
Новосельцева Ольга Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843,
Франтовская Елена Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843,
Тараканова Антонина Алексеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.

Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)

Разработка урока для 1 класса

Сомова Ольга Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212,
Репина Анна Ивановна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212,
Барская Ирина Алексеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212,
Абрамова Марина Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.

Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)

Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)

Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)

Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)

Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)

Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)

Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»

Гребнева Юлия Анатольевна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518,
Громкова Юлия Борисовна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518,
Герасименко Наталья Валерьевна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518,
Белаева Анастасия Сергеевна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518,
Витько Наталья Валентиновна - Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518

Презентация (PPTX, 2,23 Мб)

Урок (PDF, 644 Кб)

(PDF, 1,70 Мб)

Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. (PDF, 406 Кб)

«Школьный буфет - финансовая головоломка»

Тутыгина Светлана Геннадьевна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557,
Великороссова Елизавета Иналовна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557,
Касаткина Анастасия Васильевна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557,
Стрелкова Елена Сергеевна - Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.

Презентация (PPT, 555 Кб)

Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.

Лукьянова Наталья Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097,
Янкович Елена Владимировна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.

(PPTX, 18,19 Мб)

Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.

Проказина Ирина Ивановна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Шорникова Ольга Валерьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Тихонова Жанна Александровна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Охотникова Елена Юрьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Андронова Лариса Юрьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Корнилова Юлия Валентиновна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Сергеева Татьяна Викторовна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Захарова Вероника Васильевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Процкая Наталья Михайловна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Исмагилова Гузаль Раисовна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Балашова Виктория Валерьевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Коняева Маргарита Ивановна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Галенко Ирина Олеговна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Рябинина Анастасия Павловна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070,
Голубева Екатерина Сергеевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.

Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)

Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Кузнецова Надежда Николаевна - Учитель начальных классов ГБОУ Школа №626

Презентация (PPTX, 1,60 Мб)

Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.

Учителя ГБОУ гимназии № 1811:

Копылова Людмила Ивановна,
Медведева Алла Сергеевна,
Смирнова Татьяна Геннадиевна,
Малова Светлана Игоревна,
Распопова Наталья Александровна,
Соколовская Мария Викторовна,
Чупракова Ольга Николаевна,
Петрова Дарья Сергеевна,
Кириченко Людмила Викторовна,
Миронова Алёна Андреевна

(PPTX, 9,57 Мб)

Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)

Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.

Барбуцкая Елена Владимировна - учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия»,
Маркина Надежда Павловна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073,
Ботнева Татьяна Викторовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 597,
Фирсова Наталья Борисовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097,
Киреева Инна Юрьевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097,
Бизяева Наталья Владимировна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097,
Бизяева Наталья Дмитриевна - учитель информатики ГБОУ школа № 2097,
Дробуш Екатерина Васильевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070,
Зубов Александр Иванович - учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.

«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)

Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».

Солопова Наталья Алексеевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045,
Павлова Маргарита Павловна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045,
Гольдзберг Татьяна Фёдоровна - учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569,
Позднякова Светлана Ивановна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297,
Монько Александра Дмитриевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297,
Смольянинова Светлана Николаевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297,
Птушка Cветлана Анатольевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297,
Никитина Виктория Игоревна - учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201,
Соколова Клавдия Владимировна - учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.

Деньги (PPTX, 13,10 Мб)

(PPTX, 14,15 Мб)

Тест (DOCX, 14 Кб)

Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)

Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)

Урок-обобщение по теме «Деньги».

Жунисалиева Инга Петровна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862,
Фатхулаева Светлана Темиртасовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862,
Фазлова Эльвира Рустямовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 630,
Нижегородцева Наталья Александровна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 630,
Гилёва Мария Игоревна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.

Презентация (PPT, 3,91 Мб)

Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»

Доронина Александра Алексеевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 630,
Чумакова Катерина Вячеславовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 870,
Коровина Юлия Вадимовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 870,
Хрусталева Анастасия Михайловна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 870,
Каракулова Вероника Львовна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 400,
Новоселецкая Ольга Александровна - учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива,
Чаус Татьяна Евгеньевна - учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.

Презентация (PPTX, 25,34 Мб)

Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.

Попова Любовь Алексеевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов. Елисеева Наталья Евгеньевна - ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов,
Горохова Елена Николаевна - ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования,
Грачева Вита Витальевна - ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.

Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)

Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.

Мазаева Наталья Ивановна - ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов,
Стойкина Лариса Александровна - ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов,
Химичева Анастасия Дмитриевна - ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.

Презентация (PPTX, 6,34 Мб)

Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».

Куликова Татьяна Николаевна - ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов,
Блинова Ольга Анатольевна - ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов,

Путешествие с Пином. Игра-квест.

Болотина Екатерина Сергеевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Жукова Вера Сергеевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Кириллова Елена Владимировна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Дворак Ольга Васильевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Гуськова Ольга Дмитриевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Абу Хадер Елена Валерьевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Бочарова Марина Александровна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Петухова Татьяна Валентиновна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Короткова Марина Юрьевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов,
Семенова Алла Григорьевна - ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Раз в три года по всему миру проводится независимое международное исследование качества образования пятнадцатилетних школьников . В этом исследовании участвует четыре десятка развитых стран, в том числе и Россия. До 2012 года организаторы исследования специализировались на читательской, математической, компьютерной и естественнонаучной грамотности, а в 2012 году авторы PISA представили «ноу-хау» - исследование финансовой грамотности, о которой в наших школах говорят крайне редко.

Валерий Литвинчук , методист автономной некоммерческой организации «Центр Развития молодёжи» (г. Екатеринбург), рассказал о том, какие уроки можно вынести из результатов PISA и как превратить мониторинг финансовой грамотности в образовательный инструмент.

Что такое «финансовая грамотность»?

Валерий Литвинчук

методист АНО «Центр Развития Молодёжи»

Финансовая грамотность оценивается PISA с точки зрения трёх составляющих: содержания, познавательных действий и контекста. Выполнение теста требует от учащихся быть компетентными в различных аспектах содержания финансовой тематики, демонстрировать различные умения, а также ориентироваться в разнообразных социальных контекстах применения этих умений.

Во-первых , обнаружены большие различия в финансовой грамотности в странах-участниках. Причём в верхней части шкалы оказались вовсе не те страны, которые имеют развитые финансовые рынки или высокий ВВП. «Богатые страны должны быть обеспокоены тем, что их молодежь не очень хорошо готова иметь дело с финансовыми трудностями своих стран». С другой стороны, исследование показало следующее:

Финансовая грамотность «не впитывается с молоком матери» («financial literacy does not come in the milk bottle…»), даже если мать - жена олигарха.

То есть финансовая грамотность не возникает сама по себе, просто за счёт проживания в стране со сложными финансовыми рынками.

Во-вторых , обнаружена серьёзная зависимость между финансовой грамотностью ребёнка и социально-экономическим статусом семьи. Лусарди отмечает: «Различия в финансовой грамотности начинают появляться уже в начале жизни и зависят от семьи учащихся. Это тревожное открытие и, на мой взгляд, одна из главных причин, почему мы должны заниматься финансовой грамотностью в школе - чтобы попытаться создать равные условия».

Наши результаты: российские школьники учатся финансовой грамотности не в школе

Пока участников исследования финансовой грамотности школьников мало - всего 18 стран (практически все - «развитые»), да и проводилось оно пока всего один раз. Поэтому выводы по конкретным странам делать трудно, но всё равно интересно.

Первое, что бросается в глаза в отчёте Центра оценки качества образования ИСИО РАО «Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012)» - корреляция результатов по финансовой грамотности с результатами по математической и читательской грамотности. Для России она составляет соответственно 0,73 и 0,68, в то время как средние коэффициенты 0,83 и 0,79.

Иными словами, обычно финансовая грамотность школьника в своей основе зависит от элементарных вещей - умений читать и считать. В случае с российскими школьниками эта связь ниже, чем в среднем по ОСЭР (Организации содействия экономическому развитию). При этом результат по финансовой грамотности (10 место из 18, результат ниже среднего международного) оказался выше, чем можно было ожидать на основе результатов по чтению и математике. То есть можно предположить, что российские школьники учатся обращаться с финансами в значительной степени не на основе школьного образования, а на основе внеучебного опыта.

Вывод прост: в среднем российская школа хуже, чем школы других стран исследования, готовит к жизни в плане финансовой грамотности.

Есть над чем работать. Или это можно ещё как-то трактовать?

Дети российских богачей финансово менее грамотны, чем богатые дети в среднем по миру

Второе, что бросается в глаза - зависимость финансовой грамотности от социально-экономического статуса (СЭС) семьи. В общем, тенденция понятная. Чем выше СЭС семьи, тем выше финансовая грамотность ребёнка. В целом, картина по России аналогична международной. За исключением «высокого СЭС семьи».

Российские дети из богатых семей ощутимо менее финансово грамотны, чем аналогичные дети в среднем по миру (или «цивилизованному миру»).

Создается впечатление, что российским детям из богатых семей меньше приходится думать о том, откуда берутся деньги, как ими по уму распоряжаться и т.д. Мне видится из этого такое предположение - тенденция роста разрыва между бедными и богатыми в России ещё печальнее, чем в среднем по миру: в России будет тяжелее сформировать социальную ответственность обеспеченных людей из подрастающего поколения.

Москва и Россия - «разные страны» и с точки зрения финансовой грамотности

Третье, что бросилось в глаза - зависимость финансовой грамотности от расположения образовательного учреждения.
Оба разрыва - и между деревней и городом, и между городом и большим городом - больше, чем в среднем по исследованию. Иными словами, разница между Москвой и Урюпинском значительно выше, чем между Нью-Йорком и Санта-Барбарой или Варшавой и Белостоком.

Карманные деньги лучше платы за хорошие оценки

Если говорить об источниках финансов школьников, следует процитировать очень важный вывод специалистов Центра оценки качества образования Российской академии образования: «Учащиеся, которые зарабатывают деньги, выполняя работу по дому или участвуя в семейном бизнесе, показали более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает деньги за свою работу. Эти результаты выявлены с учётом социально-экономического статуса учащихся. <...> В целом результаты всех стран показали, что зарабатывание денег не связано с повышением финансовой грамотности. Эти выводы требуют дополнительного анализа и учёта факторов, например, связанных с затратами на работу или количеством полученных денег».

Итак, важный вывод - не платите детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект.

Российские школьники охотнее берут в долг, чем копят деньги

Об отношении к накоплению. Главное, что бросается в глаза - очень много невалидных или вообще отсутствующих ответов. В чём причина - мне лично не понятно. Здесь видятся важными следующие нюансы.

Во-первых, в России больше, чем в странах ОСЭР, школьники больше склонны одалживать деньги у друзей, чтобы что-то купить.

К нам приходит мода жить в долг, а «у них» сходит на нет?

Во-вторых, при этом российские школьники копят деньги, как правило, только в том случае, если им нужно купить что-то конкретное. В остальных случаях они не думают о накоплении. Хорошо это или плохо - не знаю. Знаю только, что, согласно PISA, финансовая грамотность обычно выше у тех детей, которые копят постоянно, а не просто под конкретную покупку (например, в Шанхае).

Куда двигаться и что делать?

В статье приведены мысли лишь по некоторым данным PISA-2012. Пищи для размышлений значительно больше, и каждые три года материал для осмысления будет только прибывать.

Мониторинг финансовой грамотности учащихся - не просто модный тренд. Это насущная потребность школы, если она хочет соответствовать времени.

Не стоит сокрушаться о том, что сегодня чуть ли не поголовно дети хотят быть бизнесменами, а не космонавтами.

Нужно принять вызовы времени как данность и адекватно отражать те реальные запросы, которые поступают школе от общества. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин (в частности, такой предметной области, как экономика) школа должна перейти рубикон между традиционным набором знаний об экономических понятиях к формированию финансовой грамотности.

Очевидно, что инструменты формирования не могут применяться эффективно без соответствующих инструментов мониторинга. Именно поэтому «Центр Развития Молодежи» разработал мониторинговый конкурс «Рубикон-2016: Финансовая грамотность». Это общедоступное для всех учеников 5-11 классов исследование, которое пройдёт с 8 февраля по 5 марта 2016 года.

Зачем нужен свой мониторинг финансовой грамотности

Конкурс «Рубикон-2016» имеет несколько принципиальных отличий от тестирования PISA:

  • Это исследование направлено на учащихся с 5 по 11 класс, а не только на 15-летних школьников. Оно будет проводиться ежегодно, а значит, позволит отслеживать индивидуальную динамику учащихся.
  • Если PISA даёт представление о результате работы всей системы образования за трёхлетний период, то «Рубикон» адресован конкретным учащимся, педагогам и управленцам.
  • Помимо финансовой грамотности, задания конкурса позволяют оценивать регулятивные универсальные учебные действия - то, что можно назвать «самоменеджментом». Школьники привыкли, что учитель всегда сам ставит задачу, задаёт цели, формирует план работы и оценивает результат. Зачастую они теряются, если всё те же самые действия им предлагается выполнить самостоятельно. В то же время навыки самоорганизации очень актуальны, в том числе в том, чтобы быть финансово компетентным и успешным. В рамках других проектов ЦРМ удалось разработать методику для ежегодного исследования младших классов на предмет самоорганизации. Теперь же с проектом «Рубикон» с начала учебного 2015 года такой мониторинг станет сквозным - с 1 по 11 класс.
  • Для учащихся «Рубикон-2016: Финансовая грамотность» - не просто очередное тестирование, а увлекательный сюжетный конкурс. Значит, нет лишнего повода для стресса. Учителя и методисты получают данные для аналитики, а ребята - новый увлекательный опыт, который имеет практическое значение за пределами школы.

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?


В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений .

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации - разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:


Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения - излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.

Что такое деньги, и для чего они нужны?

Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.

Галилео. История изобретений. Деньги - видео

Как зарабатываются деньги?

Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Можно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Старайтесь честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, они подробно описаны в книге “Квадрант денежного потока’’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Можно подробнее остановиться на первом способе, так как он самый распространенный. Остальные методы можно показать в презентации для начальной школы.

Уважение

Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.

Планируйте семейный бюджет вместе

Поговорите с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Попробуйте вместе расписать важные пункты в статье расходов. Возможно, вам удастся найти способы сэкономить. Объясните ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учите ребенка правильно распределять свой бюджет.

Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

Есть два способа.

  1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
  2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

Полезные экономические игры и занятия

Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.

День финансовой грамотности в школе

8 сентября - в День финансиста, многие учебные заведения проводят День финансовой грамотности для школьников. Кроме этого, в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Учителя и приглашенные специалисты проводят самые разные мероприятия в рамках недели финансовой грамотности в школе. Очевидно, что проводимые в таких масштабах уроки о деньгах, обязательно принесут свои плоды, и наши дети вырастут финансово грамотными гражданами Российской Федерации.

Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - видео

Просмотров