Имеют ли право супруги на военную ипотеку? Льготы для супругов военнослужащих и военнослужащих-женщин - документ Жена военнослужащий муж участник накопительно ипотечной системы

Считается, что став супругой военного, вы выбираете стабильное будущее: мужа с достойной зарплатой, полный социальный пакет и, конечно же, жилье от государства. Однако с введением в 2005 году программы военной ипотеки ситуация изменилась: несмотря на то, что теперь квартиру можно купить не дожидаясь пенсии, прав на такое жилье жена офицера больше не имеет. сайт выяснило, какие гарантии остались у членов семьи военнослужащего и на что можно рассчитывать при разделе купленной участником НИС квартиры.

По букве закона

Хотя в ходе судебных разбирательств последнее слово обычно остается за судьей, по закону, купленная участником НИС (Накопительно-ипотечной системы - ред.) квартира рассматриваться как совместно нажитое имущество не может. В том числе, и после снятия обременения.


Связано это с тем, что выделенные военному деньги имеют специальное целевое назначение и по своей правовой природе являются компенсационными выплатами. Именно поэтому при предоставлении займа состав семьи и наличие у офицера другой жилой площади не учитываются, уточнил начальник информационного отдела Росвоенипотеки Алексей Юшков. Статья 34 Семейного кодекса РФ

    1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
    2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
    3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.
Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
    ст.3 п.8. Целевой жилищный заем - денежные средства, предоставляемые участнику накопительно-ипотечной системы на возвратной безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    ст.11. Участник накопительно-ипотечной системы имеет право использовать денежные средства в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Эту информацию подтвердил и генеральный директор юридической фирмы "Красников и партнеры" Сергей Руденко. "Военная ипотека - это кредит, который за военного гасит государство. Получаемые денежные средства обусловлены именно личностью военного, его нахождением на государственной службе. Деньги предоставляются именно ему, поэтому и приобретаемая квартира принадлежит только ему", - пояснил собеседник.


Исключение, по словам эксперта, могут составлять несколько случаев. Во-первых, если оба супруга являются военнослужащими и оба получили средства для приобретения данной квартиры. Во-вторых, если при покупке жилья используются личные накопления второго супруга - полученные как до брака, так и в период брака. В-третьих, если между супругами было подписано соглашение или брачный договор, по условиям которого они признают приобретаемую квартиру совместной собственностью, либо собственностью кого-то одного.

Дети военного на купленную квартиру претендовать могут только в случае его гибели.

Документы "на всякий случай"

Когда для покупки квартиры добавляют собственные накопления, от супруги военнослужащего-участника НИС могут потребовать написать отказ от претензий на жилплощадь.

"Муж реализовал свое свидетельство в мае. Я давала согласие на приобретение им жилья по военной ипотеке, а также подписала бумагу, что не имею никаких прав на эту квартиру, как и наши дети. Мне объяснили, что жилье является собственностью военнослужащего и в случае развода я и мои дети претендовать на квадратные метры не сможем", - рассказала сайт Татьяна, супруга военного.

Как пояснил юрист Сергей Руденко, нормативных требований предоставлять подобное заявление нет. Вероятно, в первую очередь здесь преследовалась цель заранее донести до жены военнослужащего положения закона и избежать неприятных откровений в будущем.

"Росвоенипотека не обязует жену военного писать отказ от прав на квартиру, но если данное соглашение заключено и заверено у нотариуса, оно несет полную юридическую силу", - пояснила ситуацию юрист Военно-правового центра Елена Наумова.

Необязательные обязанности

Супругу военного могут попросить написать и так называемое поручительство.

"Приобрели жилье по военной ипотеке меньше года назад. При оформлении сделки с меня взяли заявление, согласно которому, в случае, если муж после увольнения не сможет выплачивать ипотеку, кредит буду погашать я", - рассказала одна из собеседниц сайт.

Подписание такого заявления - дело сугубо добровольное: поскольку супруга военного при покупке не получает доли в квартире, то есть не получает прав, то и обязанностей у нее быть не может. С другой стороны, по словам Сергея Руденко, подписание такой бумаги может являться обязательным правилом конкретного банка для получения кредита.


Супруга военного не должна подписывать подобное соглашение, уверена юрист Елена Наумова. "Как я могу говорить за человека, если не знаю, что с ним будет завтра. Вдруг мы завтра разведемся, а я беру на себя такие обязательства", - подчеркнула она.

Ситуацию, при которой военный не сможет самостоятельно оплачивать такой кредит, представить тоже довольно сложно: пока военнослужащий проходит службу, заем за него ежемесячно погашает государство.

Если военнослужащий уволился с правом на жилищное обеспечение, то возвращать первоначальный взнос или совершенные государством платежи он не должен. "Помимо этого, при увольнении досрочно по льготным основаниям ему положены дополняющие накопления выплаты. Ими он гасит остаток задолженности", - пояснил представитель Росвоенипотеки Алексей Юшков.


При увольнении со службы досрочно по пунктам, не подходящим под ст. 10 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", военный должен вернуть первоначальный взнос и платежи, которые ему предоставило государство. "В этом случае с кредитом он также рассчитывается самостоятельно. Если он не хочет рассчитываться, то кредитная организация обращается в суд", - отметил Алексей Юшков. По всей видимости, именно от такой вероятности и перестраховываются банки при заключении сделки. Статья 10 ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"

    Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является:
    1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более;
    2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
    а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
    б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
    в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
    г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
    3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
    4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.

Время судебных перемен

Судебная практика по вопросу раздела квартиры, приобретенной по военной ипотеке, только за последний год менялась несколько раз. Как сообщила юрист Елена Наумова, до января 2016 года суд ссылался на статью Семейного кодекса, в которой указано, что к совместным доходам не относится целевой займ, и отказывал в дележе недвижимости, даже если для оплаты жилья использовались личные накопления семьи. Когда военный подавал встречный иск на выселение, при наличии у супругов несовершеннолетних детей за ними оставляли право пользования квартирой и проживания в ней до исполнения 18 лет.
С этого года судебная практика поменялась - жилье, купленное по военной ипотеке, начали рассматривать как совместно нажитое имущество. "В суде ссылаются на статус военнослужащих, по которому государство гарантирует обеспечение жилым помещением в соответствии с составом семьи. Если государство гарантирует обеспечить военнослужащего и членов его семьи жильем, то военная ипотека и есть то самое обеспечение", - уточнила юрист.
"В законе о Накопительно-ипотечной системе указано, что счет открывается лично на имя военнослужащего и он неделим. Однако, согласно внесенным в мае 2016 года поправкам, на счете участника учитываются накопления для жилищного обеспечения. По мнению судов, если средства предназначены для жилищного обеспечения военного, то сюда входят и члены его семьи", - добавила Наумова.

Так как же поделить квартиру?

Итак, при каких условиях супруга военного все-таки может претендовать на квартиру? Ответ прост: если при покупке квартиры были использованы не только накопления с личного именного счета участника НИС и ипотечный кредит от банка, но и личные средства супругов. Именно затраченные собственные сбережения могут стать основанием для раздела квартиры.


По словам юриста Елены Наумовой, в судебной практике в подобной ситуации суд делит квартиру между супругами в равных долях. Внесенные деньги при этом не выводятся. "При разделе общего имущества супругов и определении долей, доли супругов по общему правилу признаются равными, если договором между супругами не предусмотрено иного", - цитирует она судебные решения. Статья 39 Семейного кодекса

    1. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
    2. Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи.
    3. Общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям.
Наличие обременения на квартире на решение суда никак не влияет. Однако здесь есть один нюанс: получив долю квартиры, супруга может получить и обязательства по выплате части оставшейся ипотеки.

"Когда происходит раздел недвижимого имущества, военнослужащий может написать заявление в Росвоенипотеку, чтобы вместе с долей квартиры супруге вывели и часть средств погашения, уже как физическому лицу. То есть свою ипотеку она будет выплачивать уже как физическое лицо, потому что бывшая жена утрачивает связь с военнослужащим", - пояснила Наумова.

В Росвоенипотеке военному настоятельно рекомендуют подать встречный иск о распределении обязательств как по кредитному договору (остаток долга), так и по договору целевого жилищного займа (первоначальный взнос и уже выплаченные денежные средства, выделенные из федерального бюджета в счет погашения обязательств по кредиту) при рассмотрении судом вопроса о разделе общего имущества. Это необходимо, чтобы обязательства бывшей жены по кредитному договору были пропорциональны ее доле.


Есть и еще один интересный момент. Если при покупке квартиры были внесены собственные средства, но супруга без весомых оснований не работает, а кормильцем фактически является военный - жилье признается совместно нажитым, но не совместно приобретенным имуществом, так как жена не вносила своих денежных средств в семью. В такой ситуации, уточнила Наумова, суды принимают иное решение.

По словам генерального директора юридической фирмы "Красников и партнеры" Сергея Руденко, также играет роль происхождение и количество доплаченных каждым супругом денег. "Частый случай, когда для покупки нового жилья продается квартира, приобретенная одним из супругов до брака и являющаяся его собственностью. В такой ситуации у женщины, которая фактически не участвует в военной ипотеке, но вложила вырученные деньги в покупку, будет право на долю в приобретенной квартире", - отметил Руденко. Он уточнил, что если вложенные средства будут совместными, делиться они будут пополам, но доля в квартире будет скорее всего небольшая.

При этом размер собственных средств внесенных при покупке прописывается в договоре.

Военным, которые бояться раздела квартиры, юристы советуют заключать с супругой предварительное соглашение о том, что она не претендует на жилье при разводе.

"Думаю, что государство очередной раз решает свои проблемы за счет своих граждан. В этой программе есть очень много минусов. Например, ежемесячные перечисления из Минобороны скорее всего опять не проиндексируют и получится, что военный сам должен всем и везде: срок ипотеки увеличивается, долг перед банком растет. С другой стороны, я рада, что есть возможность улучшить жилищные условия, не дожидаясь пенсионного возраста военнослужащего", - подчеркнула в беседе с сайт супруга одного из военных, купивших квартиру по программе военной ипотеки в этом году.

ВСЕГДА ЛИ ЧЛЕНЫ CEMЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИМЕЮТ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ОТ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА?

Е. А. Глухов

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту", и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

При этом, с момента вступления в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ военнослужащие в вопросе получения жилья были разделены на две категории:

1) заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования) и совместно проживающие с ними члены их семей после пяти лет военной службы вправе претендовать на предоставление жилых помещений по договору социального найма;

2) заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., а также офицеры, которые были назначены на воинские должности после 1 января 1998 г. в связи с окончанием военных вузов и получением в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), а также совместно проживающие с ними члены их семей вправе рассчитывать во время службы лишь на получение служебных жилых помещений.

Не вдаваясь в законность и справедливость такого разделения в зависимости от даты заключения контракта о прохождении военной службы2, отметим лишь то, что, как видно из приведенной нормы Закона, правом на жилище обладают не только сами военнослужащие, но и совместно проживающие с ними члены их семей. Кроме того, постепенно все большая часть военнослужащих с членами своих семей в период военной службы будет обеспечиваться только служебным жильем.

Вопрос № 1- Кто имеет право на жилищное обеспечение совместно с военнослужащим? I федеральный закон «О статусе военнослужащих» членам семьи военнослужащего относит супруга, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, которые стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, а также иждивенцев военнослужащего (п. 5 ст. 2). Однако Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) несколько иначе определяет круг членов семьи нанимателя жилого помещения. Так, согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (вне зависимости от их возраста). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В целях разрешениях данной коллизии Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 своего постановления "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. № 9 (в редакции от 6 февраля 2007 г.) отметил, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК РФ.

Таким образом, необходимыми условиями обеспечения жильем вместе с военнослужащим иных лиц являются их близкое родство (либо нахождение гражданина Российской Федерации у военнослужащего на иждивении) и совместное с ним проживание.

Вопрос № 2. Являются ли члены семьи военнослужащего самостоятельными субъектами жилищных отношений с участием военного ведомства?

При ответе на данный вопрос следует обратить внимание на процедуру получения жилых помещений военнослужащими и членами их семей. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 9 августа 2002 г. № 82-В02пр-63, договор социального найма предусматривает предоставление жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий согласно очередности, т. е. подразумевается определенная процедура предоставления жилого помещения предполагает две стадии: 1) признание гражданина нуждающимся в жилом помещении и 2) распределение ему жилья.

Сразу сделаем оговорку, что основания и порядок обеспечения военнослужащих и членов их семей жильем имеет как одинаковые, так и отличные черты по сравнению с порядком обеспечения граждан Российской Федерации жильем до договорам социального найма, приведенным в гл. 7 ЖК РФ.

Общим требованием ко всем гражданам Российской Федерации, претендующим на получение жилья от государства, является их нуждаемость в жилье. И ЖК РСФСР (ст. 28), и ЖК РФ (чч. 2 и 3 сг. 49, ч. 1 ст. 52) в качестве обязательного условия для обеспечения жильем устанавливают признание гражданина по установленным законодательством основаниям нуждающимся в жилом помещении. Об этом указал в своем разъяснении по вопросам применения ЖК РФ и Верховный Суд Российской Федерации: «Конституционное право граждан на жилище заключается, в том числе, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (выделено автором)»

4.Отличительными же особенностями порядка обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей являются следующие.

Во-первых, для реализации военнослужащими и членами их семей своего права на жилище им не обязательно нужно быть малоимущими. Действительно, так как военная служба является видом федеральной государственной службы, военнослужащих можно отнести к категории государственных служащих. Поэтому провозглашать, что защитники Отечества могут реализовать свое право на жилище только в случае их нахождения возле черты бедности, государство не вправе. Кроме того, исходя из характера военной службы, который предусматривает довольно частые смены места службы и населенных пунктов, повышенную опасность для здоровья, можно согласиться с мнением ряда ученых5 о том, что право на жилищное обеспечение выступает в роли одного из видов довольствия военнослужащего, предоставляемого ему в целях качественного выполнения им своих обязанностей.

Во-вторых, наделение военнослужащего и членов его семьи статусом нуждающихся в жилых помещениях осуществляется не органом местного самоуправления, как то предписано в ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, а жилищными комиссиями органов военного управления и довольствующими квартирными органами Министерства обороны Российской Федерации6.

В-третьих, только сам военнослужащий, а не члены его семьи вправе обратиться в жилищную комиссию по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях. Следует напомнить, что право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации необходимо выполнение определенных действий -сбор документов, свидетельствующих об отсутствии жилых помещений в данном населенном пункте либо о несоответствии размера имеющегося жилого помещения нормам принятия на учет и др. В рапорте в жилищную комиссию военнослужащий указывает состав своей семьи, прилагает документы, подтверждающие данные сведения.

В свою очередь, жилищная комиссия воинской части, принимая решение о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилья, одновременно принимает решение и о постановке совместно с военнослужащим в очередь нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке в данную очередь) членов семьи военнослужащего. Для решения данного вопроса необходимо указание об этом в рапорте военнослужащего (волеизъявление), а также приложение к рапорту документов, свидетельствующих об отсутствии у членов семьи военнослужащего права пользования на иное жилое помещение (об истечении пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения ими жилищных условий).

Следовательно, в протоколе жилищной комиссии по рапорту военнослужащего должны отражаться и решения по всем указанным в рапорте членам его семьи. И этот документ о принятом решении не позднее чем через трех рабочих дня со дня его утверждения командиром воинской части должен быть выдан или направлен военнослужащему, подавшему соответствующий рапорт о принятии на учет (ч. 6 ст. 52 ЖК РФ).

Возникает вопрос: как быть жилищной комиссии, если военнослужащий по какой-либо причине не указал в рапорте всех внесенных в его личное дело членов своей семьи? Например, довольно часто военнослужащий не указывает в рапорте о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении своих детей, оставшихся после развода проживать вместе с бывшими супругами.

С одной стороны, исходя из того, что право на жилище носит заявительный характер, в данном случае необходимо принимать решение только по тем лицам, которых военнослужащий указал в своем рапорте.

С другой стороны, если военнослужащий специально или непредумышленно не указал в рапорте членов семьи, с ним проживающих, то данный вопрос необходимо выяснять на заседании жилищной комиссии в присутствии заявителя7. Сами по себе неприязненные отношения между военнослужащим и членами его семьи не должны влечь для них (для членов семьи) отказ в признании нуждающимися в получении жилых помещений.

Отдельно следует остановиться на праве, на жилище детей военнослужащего, которые после его развода остались проживать с бывшей супругой. Вне зависимости от прекращения брака дети не могут быть бывшими. Они по-прежнему внесены в личное дело военнослужащего, он должен выплачивать алименты на их содержание, может получать ВПД для их проезда к месту проведения отпуска и обратно. Однако проживание ребенка военнослужащего отдельно от него формально является самостоятельным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением от военного ведомства.

По мнению автора настоящей статьи, сложившаяся ситуация требует вмешательства законодателя и внесения изменений в нормативные правовые акты в части обеспечения жильем несовершеннолетних детей военнослужащего, как проживающих совместно с ним, так и проживающих отдельно. Ведь развод и неурядицы родителей не должны сказываться на праве ребенка на жилье, которое он имел ранее, до развода его родителей. А потеря таким ребенком права на жилище происходит без каких-либо действий с его стороны.

Сходная ситуация возможна в случае, когда военнослужащий, будучи уже признанным нуждающимся в жилом помещении совместно с членами своей семьи, напишет рапорт с просьбой исключить из списков нуждающихся своего бывшего супруга (супругу) й оставшихся с ней детей. Волеизъявление военнослужащего является основанием для внесения изменений в документы жилищного учета. В этом случае автор рекомендует председателям жилищных комиссий перед принятием решений по такому рапорту оформить справку о проверке жилищных условий8, где отразить факт совместного или раздельного проживания бывшего супруга и детей военнослужащего.

Учитывая изложенное, следует согласиться с мнением Е.Н. Трофимова о том, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства. Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего. Даже получение жилого помещения членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего является лишь следствием нереализованного при жизни военнослужащего его права на получение жилья.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 г. № 502-0 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливаются их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Необходимость выполнения военнослужащими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, влечет за собой обязанность государства гарантировать этим лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу".

Статус члена семьи военнослужащего не предполагает выполнение публичных конституционно значимых функций, и несмотря на то, что члены семьи вместе с военнослужащим довольно часто вынуждены менять место жительства, претерпевать определенные тяготы, связанные с проживанием в закрытых военных городках и удаленной от «цивилизации» местности, законодатель не относит их к той категории граждан, которым жильем предоставляется бесплатно либо за доступную плату (ст. 40 Конституции Российской Федерации).

Сделанный вывод подтверждается и буквальным толкованием абз. 1 и 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: государство несет бремя ответственности по жилищному обеспечению военнослужащего; сам военнослужащий имеет право на улучшение жилищных условий в период прохождения военной службы.

Однако если жилищной комиссией воинской части принимается решение об исключении из списков нуждающихся в получении жилых помещений бывших членов семьи военнослужащего (больше с ним не проживающих) по основанию, предусмотренному подп. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, такое решение затрагивает их права и должно быть до них доведено. Целесообразность Доведения такого решения заключается в необходимости реализации принципа правовой определенности, а также предотвращения конфликтных ситуаций на стадии получения самим военнослужащим жилья.

Исходя из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная занята его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и Должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Следовательно, члены семьи военнослужащего могут оспорить принятое в отношении их решение об исключении из числа лиц, нуждающихся в получении жилья, в СУД. Может в суд обратиться и сам военнослужащий. Разница заключается в том, что такого рода спор по заявлению военнослужащего в отношении действий жилищной комиссии и командира воинской части, Утвердившего ее решение, будет рассматриваться водным судом, а подобное заявление члена его семьи, не имеющего статуса военнослужащего судом (ст. 254 ГПК РФ).

Здесь следует сделать оговорку о том, что если оба супруга являются военнослужащими, то на них обоих распространяются в полном объеме права и социальные гарантии, обусловленные особым правовым статусом военнослужащего. Поэтому расторжение между ними брака и раздельное проживание само по себе не изменяет их правовое положение в части жилищных правоотношений.

Интересным в данном ракурсе представляется гражданское дело, рассмотренное Западно-Сибирским окружным военным судом 18 апреля 2008 г.10 В ходе рассмотрения дела суд установил следующее: «Подполковник Н. проходил военную службу по контракту в военном учебном заведении. 2 июля 2001 г. подполковник Н. и члены его семьи - супруга Н-ова, а также несовершеннолетний сын Кемеровской КЭЧ были включены в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (и соответственно ранее были признаны жилищной комиссией нуждающимися в жилом помещении).

28 августа 2006 г. Н., имеющий выслугу лет в календарном исчислении 17 лет и 1 мес., уволен с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы, а на основании приказа начальника военного вуза от 11 сентября 2006 г. исключен из списков личного состава.

Супруга уволенного с военной службы Н. подполковник м/с Н-ова обратилась с рапортом в жилищную комиссию военного вуза, которая приняла решение о замене в списке нуждающихся на получение жилых помещений подполковника Н. на подполковника м/с Н-ову, однако 16 января 2008 г. начальник Кемеровской КЭЧ уведомил последнюю, что замена в списках учета одного гражданина на другого, в том числе и на члена семьи, действующим законодательством не предусмотрена, а поэтому порекомендовал заявительнице в установленном порядке встать на очередь нуждающихся в получении жилых помещений.

В заявлении в гарнизонный военный суд Н-ова оспорила действия начальника КЭЧ, связанные с отказом включить ее в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, вместо супруга, уволенного с военной службы, и потребовала обязать данное воинское должностное лицо устранить допущенные нарушения путем включения ее вместо мужа в автоматизированную систему учета со 2 июля 2001 г.

Гарнизонный военный суд удовлетворил требования Н-овой.

В кассационной жалобе начальник Кемеровской КЭЧ просил суд указанное решение отменить, а дело направить на новое судебное разбирательство. При этом он, ссылаясь на положения ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и абз. I п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС Российской Федерации делал вывод о том, что для постановки на учет нуждающих-ся в получении жилых помещении военнослужащий обязан непосредственно обратиться с рапортом в орган, ведущий этот учет. Заявительница Н-ова с таким рапортом никогда не обращалась, а ее просьба о замене в очереди вместо уволенного мужа не является по своему содержанию рапортом о постановке в очередь для получения жилья. В заключение кассационной жалобы констатировалось, что в ходе судебного разбирательства Н-овой не были представлены доказательства того, что замена в очереди, о которой идет речь, не нарушает прав и законных интересов других лиц, а поэтому вывод гарнизонного военного суда в этой части является спорным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, окружной военный суд пришел к следующим выводам.

Военнослужащие включаются в список очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами (начальниками) воинских частей (учреждений) (п. 28 Инструкции). Таким образом, датой постановки военнослужащего на учет для получения жилых помещений является дата принятия соответствующего решения жилищной комиссией.

При этом в автоматизированную систему учета нуждающихся в получении жилых помещений включаются не только сами военнослужащие, но и члены их семей, о чем свидетельствует файл этой системы «сведения о членах семьи военнослужащего», который, наряду с другими данными, содержит графы дат регистрации и утраты права на получение жилого помещения.

Как следует из материалов дела, Н-ова 2 июля 2001 г., т. е. на день решения жилищной комиссии о принятии на учет всех членов ее семьи в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, обладала статусом военнослужащего, а поэтому с данной даты имела самостоятельное право состоять на данном учете, которое было невозможно реализовать ввиду того, что на учет был поставлен ее супруг Н., поэтому следует прийти к выводу о том, что со 2 июля 2001 г. (с даты принятия решения жилищной комиссией по рапорту ее супруга) Н-ова имеет право состоять на учете, о котором идет речь в настоящем судебном решении.

Данное право Н-овой состоять на учете в качестйе нуждающейся в жилых помещениях в соответствии со ст. 55 ЖК Российской Федерации не прекращалось, и она как военнослужащая, проходящая в настоящее время военную службу по контракту, будучи не обеспеченной жильем, согласно ст. 56 ЖК Российской Федерации не подлежит снятию с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку не подпадает ни под один из пунктов данной статьи, а поэтому она имеет право на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации с даты постановки на учет...».

По мнению автора настоящей статьи, приведенный вывод окружного военного суда о том, что оба супруга военнослужащих не могут по раздельности состоять в очереди нуждающихся в получении жилого помещения, является дискуссионным".

Во-первых, законодательство не содержит запрета на признание нуждающимися в улучшении жилищных условий обоих супругов-военнослужащих. А во-вторых, нет ни в Семейном кодексе Российской Федерации, ни в Гражданском кодексе Российской Федерации, ни в других законодательных актах требований к супругам проживать вместе. Поэтому ничто не запрещает супругам-военнослужащим проживать отдельно друг от друга и состоять в очереди на жилье также по раздельности, даже при прохождении военной службы в одной воинской части. Ключевым в решении данного вопроса будет волеизъявление военнослужащего, изложенное в рапорте в жилищную комиссию.

Вместе с тем, раздельное признание супругов-военнослужащих нуждающимися в получений" жилых помещений экономически невыгодно военному ведомству, так как может повлечь необходимость предоставления двух квартир на одну семью военнослужащих.

Вопрос № 3. Имеют ли право на получение жилья от военного ведомства члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы?

Правом на получение жилья от государства обладают лица, наделенные одновременно двумя статусами: 1) статусом нуждающегося в его получении и 2) статусом малоимущего либо иного лица, отнесенного федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации к категории граждан, имеющим право на получение жилья (ст. 49 ЖК РФ).

К категории нуждающихся в получении жилья обычно относят граждан, не имеющих жилых помещений вовсе либо имеющих жилые помещения, размер которых менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в месте жительства гражданина. Поэтому если в связи со смертью военнослужащего, ранее признанного вместе с членами своей семьи нуждающимся в жилом помещении, площадь жилого помещения, занимаемая каждым из членов его семьи, стала превышать учетную норму, то члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего, согласно нормам ЖК РФ, больше не относятся к категории лиц, нуждающихся в получении жилья.

Далее обратимся к нормам специального законодательства - Федерального закона «О статусе военнослужащих», который в п. 5 ст. 2 провозглашает, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными Федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации. Сходное требование содержится и в п. 4 ст. 24 указанного Закона.

Из анализа положений пп. 2 и 4 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следуют как минимум два вывода. Во-первых, даже после смерти кормильца-военнослужащего члены его семьи могут на законных основаниях получить жилое помещение от военного ведомства, не будучи отнесенными к категории малоимущих либо к иной категории граждан, которым жилье предоставляется бесплатно либо за доступную плату. Во-вторых, порядок получения членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего жилого помещения должен быть определен специальным нормативным правовым актом.

В настоящее время такие нормативные правовые акты существуют, однако в качестве обязательного условия для получения жилья членами семьи они определяют признание военнослужащего и членов его семьи до гибели (смерти) военнослужащего нуждающимися в жилом помещении в соответствующем военном ведомстве и сохранение у членов семьи оснований нуждаемости после гибели (смерти) военнослужащего.

Так, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей" от 25 августа 1999 г. № 936 (с последующими изменениями) федеральным органам исполнительной власти предписано предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, Установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Изданный в развитие данного Постановления приказ Министра обороны Российской Федерации "О Дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей" от 26 января 2000 г. 44 (в Реакции от 23 апреля 2007 г.) также предписывает предоставля ть жилые помещения семьям погибших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, как ни горько это звучит, но если жилищные условия членов семьи погибшего военнослужащего в результате его смерти улучшились и на каждого из членов семьи стало приходиться количество метров жилого помещения большее, чем установлено учетной нормой в данном населенном пункте, жилье им более не положено. Если же умерший военнослужащий числился «бесквартирным» (либо имеющаяся у членов его семьи площадь жилья менее учетной нормы), умерший был признан нуждающимся в получении жилого помещения, то члены его семьи наделяются самостоятельным статусом нуждающихся в жилых помещениях.

Вопрос №4. Имеют ли право на получение жилья члены семьи умершего военнослужащего, который на момент своей смерти не был признан нуждающимся в получении жилья?

На первый взгляд, ответ на данный вопрос прост: раз военнослужащий не был признан нуждающимся в получении жилья, значит и в период прохождения службы жилье ему было не положено. Следовательно, и члены его семьи не имеют права на его получение.

Однако жизненные ситуации весьма разнообразны, а существующее законодательство иногда имеет пробелы в регулировании складывающихся правоотношений. Ниже пойдет речь о той категории военнослужащих, которые по вполне объективным и уважительным причинам не смогли реализовать свое право на получение жилья в период прохождения военной службы.

Так, например, офицеры - выпускники военных вузов 1998 - 2008 гг. в период прохождения военной службы имеют право только на получение служебных жилых помещений. При получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, такие военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в соответствии с п. 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации. В дальнейшем такие военнослужащие могут быть снова признаны нуждающимися в жилых помещениях только перед увольнением с военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более либо при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Таким образом, в случае, когда военнослужащий указанной категории уже имеет более 10 лет выслуги на военной службе, обеспечен служебной квартирой по действующим нормам и еще не увольняется с военной службы по «льготному» основанию, он не имеет права быть признанным в качестве нуждающегося в получении жилья по договору социального найма либо в собственность. Соответственно члены его семьи также не числятся на учете в органах военного управления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Смерть указанного военнослужащего при таких обстоятельствах влечет для членов его семьи невозможность получения ими иного жилого помещения и вполне может привести к их выселению из служебного жилья «на улицу».

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений члены семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Гарантия обеспечения жильем в данном случае сохраняется только за семьями тех военнослужащих, которые погибли (умерли) или пропали без вести при исполнении обязанностей военной службы. В тех же случаях, когда смерть военнослужащего наступила не в связи с исполнением обязанностей военной службы, их семьи могут быть выселены из служебного жилья без предоставления иного жилого помещения.

Еще нелепее и несправедливее выглядит ситуация, когда военнослужащий уже имеет 20-летнюю выслугу на военной службе или право уволиться с военной службы по одному из «льготных» оснований при наличии 10 лет выслуги на военной службе, но решает продолжить служить Родине. До начала процесса увольнения такого военнослужащего он не будет поставлен в очередь на получение жилья. Поэтому его неожиданная смерть, даже при исполнении служебных обязанностей, опять-таки влечет очень неблагоприятные последствия для его семьи в виде потери права на жилищное обеспечение и возможного выселения из занимаемого жилья.

Кроме того, здесь необходимо принимать во внимание то, что часто предоставляемые военнослужащим служебные квартиры находятся в закрытых военных городках, вдали от крупных населенных пунктов, и члены семьи военнослужащего приехали туда вслед за самим военнослужащим. Проживать там постоянно как правило, люди намерения не имеют. Поэтому даже невыселении семьи умершего военнослужащего из служебного жилья в условиях отсутствия перспективы получения иного жилья от военного ведомства многие сами покидают такие квартиры.

Такая же ситуация имеет место в случае, если смерть военнослужащего наступила в период его переезда при переводе в другую военную организацию в иную местность или до признания его на новом месте военной службы нуждающимся в жилье. При этом, жилищная комиссия по прежнему месту его военной службы имеет все основания и даже обязана снять семью такого военнослужащего с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с их выездом на место жительства в другое муниципальное образование (п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ). В новой военной организации члены семьи умершего военнослужащего в качестве нуждающихся в жилых помещениях также не числятся, поскольку он еще не успел туда обратиться.

Изложенное позволяет ставить вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части его совершенствования по вопросам обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших на первые 20 лет военной службы право на обеспечение только служебными жилыми помещениями. Одной из таких мер, по мнению автора, могло бы быть принятие постановления Правительства Российской Федерации о порядке признания указанной категории военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, ссылка на которое появилось в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» еще 1 декабря 2008 г.12, но которое до настоящего времени не принято В таком постановлении следует отразить возможность признания некоторых категорий погибших военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях уже после смерти военнослужащего.

«Совместно взятая ипотека скрепляет семью» — шутка современности. Но бывают ситуации, когда брак все же расторгается, и нужно делить совместно нажитое. Ипотечное имущество представляет сложность для раздела, особенное полученное военнослужащими. Установлено ли законодательно право жены на военную ипотеку, и что получает при разводе супруг, необходимо разобраться.

Законодательство

Вопрос получения военными целевого займа для приобретения жилья регулируется законом № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Это специальный нормативный акт, что означает иной порядок имущественных правоотношений, чем в законе об ипотеке (№ 102-ФЗ). Специальным законом установлено, кому принадлежит квартира по военной ипотеке, но не определен порядок её раздела.

Моменты, связанные с определением совместного имущества освещены в Гражданском и Семейном кодексах РФ. В рассматриваемом случае приоритет у специального законодательства, и в соответствии с ним супруги иначе делят своё добро между собой при разводе.

Права супругов при оформлении военной ипотеки

Включение военного в число участников программы НИС предполагает выполнение двух условий:

  • Выслуга 3 года;
  • Написание рапорта командованию.

Кадровая служба самостоятельно подготавливает личное дело заявителя и прикладывает полученный от него рапорт, направляя для постановки на учёт. Никакие документы о нуждаемости в жилье, подтверждающие заключение брака или наличие иждивенцев от военнослужащего предоставлять не требуется.

По условиям программы денежные средства выделяются на личный счет. Он заводится персонально, ежегодно поступающие взносы имеют нормативно определенный размер.

Кому принадлежит квартира по военной ипотеке? Военнослужащий приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации договора в Росреестре. После наступления этого юридически значимого действия в отношении купленной недвижимости он имеет также право:

  • Пользования;
  • Владения.

Наравне с ним правом пользования наделяются члены его семьи, проживающие совместно. Но на период выплаты ипотечного долга никто из них не может стать сособственником помещения. Такой вариант возможен только после полного погашения задолженности перед банком. До этого жилое помещение будет находиться в залоге.

Заключение договора ипотечного кредитования происходит с самим военным, жена в сделке по купле-продаже недвижимости не участвует, её согласия и одобрения не требуется.

Новая ипотечная система пришла на смену обеспечения служебным жильём. Логика законодателя основывается на обязанности Министерства обороны решить жилищную проблему именно своих кадров, интересы членов семьи при этом оно учитывать не должно. Ведь участник НИС может быть холостым и вовсе не обзавестись семейством.

Является ли ипотека совместно нажитым имуществом

Исходя из данной ситуации, становится понятно, имеет ли право жена на военную ипотеку. Она не может претендовать на осуществляемые профильным ведомством взносы. Наличными деньгами супруг их не получает, перечисления кредитной организации происходят без его участия. Накопления имеют целевое назначение и на иные направления их потратить нельзя.

А вот является ли ипотека совместно нажитым имуществом? Закон о НИС идет вразрез с гражданским законодательством по данному вопросу. Согласно статье 34 Семейного кодекса поровну делятся все доходы и денежные пособия кроме выплат, имеющих целевое назначение. Именно к таким относится ежегодные программные взносы. Накопления на личном счете и купленное на них впоследствии имущество принадлежит единолично офицеру или служащему рядового состава.

Такая позиция нравится не всем. Противники приводят следующие доводы:

  1. Труд военных – несение службы;
  2. Взносы на счет являются доходами от трудовой деятельности и подлежат разделу;
  3. При подаче документов на регистрацию запрашивается нотариальное согласие супруга.

Точка зрения об ущемлении прав жен военнослужащих после развода в отношении жилья подтверждается такими аргументами:

  • возвратная природа взносов (существует необходимость возмещения денежных сумм до наступления обстоятельств, указанных ст. 10 и 12 Закона о НИС, нельзя их причислить к доходам);
  • возможность воспользоваться льготной ипотекой дважды (если оба супруга служат в вооруженных силах, каждый из них имеет право стать участником НИС);
  • кредит возвращает не сам заёмщик, а исполнительный орган государственной власти;
  • нотариальное согласие на покупку – стандартная процедура при регистрации любого вида ипотечного договора, получение помощи государства в виде льготного займа от одобрения не зависит;
  • имеется сложившаяся судебная практика.

Раздел квартиры, полученной военнослужащим

Все нажитое за время брака имущество делится поровну. Если оно не совместно нажитое, значит, делению не подлежит. Но при разделе квартиры, полученной военнослужащим по военной ипотеке, существуют нюансы.

  1. В ситуации, когда квартира покупалась только за счет выделенных государством денег, жильё не подлежит разделу.
  2. При оплате недвижимого объекта денежными средствами сверх выделяемой суммы существует возможность поделить имущество. Ежегодно военным выделяются денежные средства в установленном размере. В 2018 году он составляет 268 465, 6 рублей. Максимальная величина займа для военных, которую предоставляют банки – около 2 млн. 400 тыс. рублей. Следовательно, разница между суммой займа и стоимостью купленной квартиры – средства из общего бюджета. Их нужно делить пополам.
  3. Ипотека платилась с привлечением иного вида социальной поддержки (материнского капитала). Законодательно разрешено использовать маткапитал на погашение задолженности. Им также можно оплатить первоначальный взнос. Ипотечная система накоплений предусматривает одновременное внесение в качестве оплаты взносов и пособия для родителей двух детей.

Не стоит забывать, что условием использования маткапитала на улучшения условий проживания семьи, является обязательство по выделению доли жены и детей в купленном помещении. Значит, при разделе имущества в квартире военнослужащего предусмотрено обязательное выделение долей.

Вот только в обзоре судебной практики от 22.06.2016 г. по аналогичным делам Верховный суд высказал свою позицию, которая считается обязательной для нижестоящих судов. Он сослался на правило Семейного кодекса, которым закреплено отсутствие прав родителей на имущество их детей, как и отсутствие прав детей на то, чем обладают родители. Президиум суда утвердил обязательную долю в размере, пропорциональном сумме маткапитала. Причем сумма государственной выплаты делится на всех членов семьи поровну. Использование иных средств при покупке не учитывается.

  1. Между супругами оформлен брачный договор. Когда имеется контракт между супругами, то имущество делится в соответствии с его положениями. Так, если мел место отказ жены от имущества супруга, даже при покупке на общие деньги, их часть будет не вернуть.

В случае отсутствия какой-либо доли бывшей супруги в квартире предусмотрен один способ получить часть денег, потраченных из семейного бюджета. Определение ВС РФ от 24.01.2017 даёт возможность возвратить подтвержденные расходы на содержание помещения. Важно при обращении в суд иметь документальное обоснование своих требований (чеки, товарные накладные и прочие).

Просмотров