Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Уплата косвенных налогов: импортные операции, сроки уплаты Проверить уплату косвенных налогов

К Протоколу об обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов между налоговыми органами государств-членов.

1. Заявление представляется налогоплательщиком (плательщиком) (далее - налогоплательщик) в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

Порядок (правила) представления заявления в электронном виде устанавливается нормативными правовыми актами налогового органа государства-члена либо иными нормативными правовыми актами государств-членов. Формат заявления в электронном виде определяется налоговым органом государства-члена.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Заявление состоит из трех разделов и приложения к нему.

идентификационный код (номер) налогоплательщика;

(см. текст в предыдущей редакции)

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

код страны, адрес местонахождения (места жительства) юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В случае заключения договора (контракта) лизинга в соответствующей ячейке проставляется отметка "X".

В случае заключения договора (контракта) на переработку давальческого сырья в соответствующей ячейке проставляется отметка "X".

В случае заключения договора о приобретении товара у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствующей ячейке проставляется отметка "X".

При заполнении Заявления помимо сведений из соответствующих договоров (контрактов) используются также сведения из информационных сообщений.

На каждом листе Заявления налогоплательщик указывает номер и дату заполнения Заявления.

Заявление подписывается руководителем организации или ее представителем либо индивидуальным предпринимателем или лицом им уполномоченным. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства-члена.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае ввоза налогоплательщиком государства-члена на территорию данного государства-члена товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, приобретенного на территории другого государства-члена и переработанного на территории третьего государства-члена, заполняется 2 (два) Заявления, при этом:

(см. текст в предыдущей редакции)

при заполнении граф Заявления, направляемого Продавцу товаров (давальческого сырья), в графах 2 и 6 таблицы указываются соответственно наименование и стоимость давальческого сырья;

при заполнении граф Заявления, направляемого Продавцу работ по переработке давальческого сырья, в графах 2 и 6 таблицы указываются соответственно наименование товара, являющегося продуктом переработки, и стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в которой указываются:

в графе 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов. В случае необходимости отражения большого количества товаров допускается вместо перечня наименований конкретных товаров отражение общего вида этих товаров (например, мебель вместо столы письменные, кровати, кресла) в одной строке Заявления и отражение по соответствующим графам этой строки Заявления сведений по всем товарам, отнесенным к указанному виду товаров;

В графе 3 - код товара (10 знаков) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза по подакцизным товарам и в случае применения пониженной ставки НДС по отдельным категориям товаров, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства-члена;

(см. текст в предыдущей редакции)

В графе 4 - единица измерения количества товара, указанная в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе;

в графе 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в графе 4;

в графах 6 и 7 - стоимость товара (работы) и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;

(см. текст в предыдущей редакции)

в графе 9 - серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 10 - дата транспортных (товаросопроводительных) документов;

В графе 11 - номер счета-фактуры;

В графе 12 - дата счета-фактуры;

в графе 13 - дата принятия налогоплательщиком товара на учет;

В графе 14 - налоговая база по подакцизным товарам в национальной валюте лица, заполнившего заявление. Налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю графы 5, если твердые (специфические) ставки акцизов установлены за единицу измерения, указанную в графе 4. В ином случае налоговая база по подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, указывается в единицах измерения с учетом пересчета показателя графы 5 на соответствующие величины, установленные законодательством государства-члена для такого пересчета. По подакцизным товарам, по которым акцизы взимаются иным уполномоченным органом, сумма акцизов, уплаченная в бюджет государства-члена, указывается в графе 19. При этом в графах 14, 16 и 17 проставляется прочерк;

(см. текст в предыдущей редакции)

В графе 15 - налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего Заявление. Налоговая база рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам налоговая база по НДС определяется с учетом суммы акцизов, указанной в графе 19;

в случае, если это предусмотрено законодательством государства-члена, налоговая база в графе 15 рассчитывается с учетом сумм расходов, предусмотренных в законодательстве, регулирующем принципы определения цены в целях налогообложения;

(см. текст в предыдущей редакции)

В графах 16, 17 и 18 - налоговые ставки по акцизам и НДС, установленные законодательством государства-члена. Если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства-члена от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово "льгота". По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, в графе 16 указывается ставка акцизов, пересчитанная в национальной валюте по курсу валюты, указанному в графе 8. По подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки налога, в графе 17 указывается ставка в процентах;

(см. текст в предыдущей редакции)

В графе 19 - сумма акцизов, рассчитанная Покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 16 (в случае применения твердой (специфической) ставки) либо в графе 17 (в случае применения адвалорной ставки) к налоговой базе, указанной в графе 14;

в графе 20 - сумма НДС, рассчитанная исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 18, к налоговой базе, указанной в графе 15.

Если транспортный (товаросопроводительный) документ, подтверждающий перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, имеет итоговую строку, допускается перенесение в одну строку Заявления сведений итоговой строки транспортного (товаросопроводительного) документа с указанием общего наименования аналогичных друг другу ввозимых товаров.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в транспортном (товаросопроводительном) документе указаны подакцизные товары либо приведены показатели, относящиеся к товарам, облагаемым косвенными налогами по различным ставкам или имеющим различные единицы измерения, то в Заявление переносятся все наименования товаров (каждая позиция) из транспортного (товаросопроводительного) документа.

Если транспортный (товаросопроводительный) документ, в котором отражено несколько аналогичных друг другу товаров, не имеет итоговой строки, то показатели, отраженные в каждой из строк транспортного (товаросопроводительного) документа, переносятся в Заявление. При этом в графах 9 и 10 Заявления указываются сведения одного и того же транспортного (товаросопроводительного) документа.

Если в счете-фактуре перечислены товары, которые указаны в нескольких транспортных (товаросопроводительных) документах, то в Заявление переносятся позиции из каждого транспортного (товаросопроводительного) документа с учетом требований, изложенных выше. При этом в графах 11 и 12 Заявления повторяются данные такого счета-фактуры.

Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо приобретение товаров осуществляется у налогоплательщика государства, не являющегося государством-членом, в графах 4, 6 - 8, 11 и 12 таблицы раздела 1 заявления указываются сведения из иного документа, выставленного (выписанного) продавцом, подтверждающего стоимость импортированного товара.

Если участниками договора (контракта) увеличена цена импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, то в таблице раздела 1 заявления делается следующая запись: "Корректировка значений показателей, указанных в зарегистрированном в налоговом органе заявлении от ____________ 20__ г. N ___, в связи с увеличением цены в ___________ 20__ г." (указываются месяц и год, в которых участниками договора (контракта) увеличена цена). Дата и номер указываются из раздела 2 заявления. При этом в графе 1 таблицы раздела 1 заявления указывается порядковый номер товарной позиции, под которым она указана в заявлении, значения показателей которого корректируются. В графы 2 - 5, 7 - 13, 16 - 18 таблицы раздела 1 заявления переносятся значения показателей из корректируемого заявления. В графах 6, 14, 15, 19, 20 таблицы раздела 1 заявления указывается разница между измененными и предыдущими значениями показателей.

Если по истечении месяца, в котором ввезенные товары были приняты налогоплательщиком к учету, осуществлен их частичный возврат по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации, то в таблице уточненного заявления делается следующая запись: "Взамен ранее представленного и зарегистрированного в налоговом органе заявления от ___________ 20__ г. N ___. Дата и номер указываются из раздела 2 заявления. В таблице раздела 1 заявления указываются значения показателей без указания информации о частичном возврате. При этом в графе 1 таблицы раздела 1 заявления указывается порядковый номер товарной позиции, под которым она была указана в соответствующем заявлении.

Если импортированный товар приобретен у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, то реквизит идентификационный код (номер) налогоплательщика продавца указывается при его наличии.

(см. текст в предыдущей редакции)

если обороты (операции) по реализации товаров Продавцом, указанным в разделе 1 Заявления, Покупателю, указанному в разделе 1 Заявления, не являются объектом обложения косвенными налогами в соответствии с законодательством государства-члена - Продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория государства-члена - Продавца. При этом в строке 08 "Продавец (комитент, доверитель, принципал)" указывается налогоплательщик государства-члена, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0 процентов (освобождение по акцизам). В строке 12 указываются реквизиты договора (контракта) (номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций), заключенного между Продавцом и Покупателем, указанным в

Осуществляя деятельность по импорту товаров из Белоруссии, Казахстана или других стран, входящих в ЕАЭС обязательно надо заботиться о правильности оформления всех документов и уплате налогов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Импортеру придется заполнять и подавать в ФНС заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Причем от правильности подготовки этого документа и достоверности указанных сведений зависит величина налоговый платежей в итоге уплачиваемых налогоплательщиком, который является импортером.

Что это такое

Современный мир давно перестал ограничивать ведения деятельности организации территорией лишь одной страны.

Многие фирмы закупают товары в других государствах, осуществляют расчеты и платежи не только в рублях, но и в валюте, или вообще ведут деятельность одновременно в нескольких странах.

Но надо позаботиться об уплате необходимых таможенных и налоговых платежей, а также сдаче соответствующей отчетности в налоговые службы.

Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия создали собственную международную экономическую организацию – Евразийский экономический союз.

Осуществление торговли между странами-участниками ЕАЭС происходит по значительно упрощенной схеме и осуществляется с меньшим количеством бумажной волокиты.

Но правильный учет налогов и других обязательных платежей, а также ведение соответствующей документации — необходимо.

Одним из основных документов, которые приходится заполнять организации-импортеру является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Оно должно быть зафиксировано в налоговой службе страны продавца товара. От правильности заполнения этого документа, и указанных в нем сведений зависит величина налоговых платежей, которые будет необходимо уплатить в доход государства.

Замечание. Речь в документе идет о косвенных налогах, которые включаются непосредственно в стоимость товара.

К ним относится, например, НДС, различные акцизы (на алкоголь, табак, автомобили, топливо).

Их не надо путать с прямыми налогами, которые уплачиваются непосредственно с дохода или имущества, принадлежащего налогоплательщику.

К прямым налогам относится, например, НДФЛ, налог на прибыль, на транспорт, на имущество.

Законодательная база

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов должно быть подготовлено в соответствии с требованиями и нормами Договора об Евразийском экономическом союзе и приложений к нему.

Конкретно на него распространяются нормы Протокола «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми службами государств-членов ЕАЭС». Именно им утверждена и конкретная форма заявления, подаваемого налогоплательщиком.

Сервис ЕАЭС

Осуществляя деятельность, связанную с импортом из ЕАЭС, может потребоваться узнать текущий статус обработки заявления.

Для этого налоговой службой запущен специальный электронный сервис, существенно упростивший такие запросы.

Для получения сведений о заявлении не нужно писать каких-либо запросов, ждать пока сотрудники ИФНС обработают документы и дадут соответствующий ответ. Все можно сделать полностью самостоятельно через интернет.

Рассмотрим, как проверить статус заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов:

  1. Зайти на сайт налоговой службы.
  2. Заполнить основные данные о заявлении (регистрационный номер, ИНН импортера, дата получения ИФНС, страна-продавец).
  3. Ввести защитный код от автоматических запросов.

Если заявление получено налоговыми органами в стране экспортера, то сервис покажет статус «Принято в стране Продавца успешно».

На сайте ИФНС существует также возможность проверить сразу и множественный перечень (список) заявлений.

Это удобно для тех импортеров, которые ведут активную деятельность и имеют большое количество различных контрактов.

За счет ввода сразу списка заявлений и отправки их одним запросов существенно сокращается время на получение статуса по каждому из них, ведь уже не приходится отдельно заполнять форму.

Найти подробную инструкцию по формированию запроса можно также на официальном сайте налоговой службы.

Видео: НДС при импорте товаров. Расчет и уплата НДС при импорте

Особенности заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Обязательно надо заполнять заявление по утвержденной соответствующим протоколом форме. В свободной форме подготовить данный документ нельзя.

Его просто не примут в налоговой службе, и придется заполнять обязательный для использования бланк. Скачать бланк заявления можно .

Совет. На сайте налоговой службы можно найти специальные программы для заполнения заявления.

Они позволяют быстрее и проще подготовить документ, как для подачи в бумажном, так и в электронном виде.

Многие программы бухгалтерского учета также содержат функции, позволяющие формировать такие заявления.

Последний вариант наиболее простой и удобный, так как потребует минимум времени на подготовку документа.

Пример заполнения

Хотя налоговые службы стран-участников ЕАЭС утвердили и распространяют достаточно подробный порядок заполнения заявления о ввозе товаров и платежах по косвенным налогом иногда вопросы по указанию конкретной информации в документе все же остаются.

Конечно, можно попробовать обратиться за консультацией в налоговые службы.

Но это займет много времени, которого обычно не хватает, ведь документы должны быть своевременно сданы и правильно подготовлены для исключения возможных проблем.

В таких ситуациях можно воспользоваться уже готовым образцом заполнения заявления. Он позволяет избавиться от большинства вопросов практически мгновенно.

Скачать пример заполнения заявления можно по этой ссылке. Но все же надо понимать, что ситуации отличаются друг от друга и образец не может иметь полностью универсальный характер.

Впрочем, обычно у бухгалтера имеются вопросы по подготовке документа лишь в первый раз, а затем с его заполнением вопросов практически не возникает.

Срок подачи

Налоговая декларация по НДС должна быть подана до 20-го числа месяца, следующего за тем в котором товары, были приняты к учету.

Тогда же необходимо подать в налоговую службу и заявление. При подаче в виде бумажного документа надо будет направить в инспекцию 4 копии документа.

В какой форме сдавать

Технически подготовить и подать заявление о ввозе товаров, а также платежах по косвенным налогам можно в бумажном и электронном виде.

После получения документа на бумажном носителе ИФНС в течение 10 дней должна его проверить и вернуть 3 экземпляра.

Один из должен остаться у импортера, а два нужно передать поставщику. Если заявление подается в электронном виде, то в этот же срок от налоговой инспекции поступает соответствующее подтверждение также в электронном виде.

Замечание. На практике лучше подавать заявление в электронном виде. Это удобней для налогоплательщика и налоговой службы.

Какие документы должны быть приложены

Подается заявление вместе с документом под названием «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

Он состоит из титульного листа и непосредственно раздела с информацией о заявлениях. Его основная задача ускорить и упростить обработку отчетности.

Особенно он пригождается ИФНС в ситуации, когда деятельность ведется поставщиком активно и заявления составляются не в отношении одного контракта.

Дополнительно надо приложить следующие документы для подтверждения указанных сведений:

Все сведения и документы, приложенные налогоплательщиком, будут тщательно проверены налоговым органом.

Возможные причины отказа в выдаче подтверждения

Иногда налоговая служба может отказаться выдавать подтверждение. Просто так это она сделать не сможет. Для этого ей нужны достаточно веские основания — причины.

Рассмотрим, что может стать причиной для отказа в выдаче подтверждения:

Если будет установлен факт полной или частичной неуплаты НДС, то налоговая служба не только взыщет необходимую сумму косвенного налога, но и начислит пени в соответствии с законами страны ввоза товара.

При условии несоблюдения порядка и сроков подачи заявлений, экспортер может оказаться лишенным права на применение нулевой ставки по НДС.

Одним из обязательных условий осуществления деятельности, связанной с импортом товаров из стран ЕАЭС, является оформление заявления о ввозе товаров, а также уплате НДС. Правильность заполнения данного документа имеет огромную значимость и для импортеров, и для импортеров, так как это непосредственным образом влияет на размер их налоговых обязательств.

Налоговые органы государств, входящих в ЕАЭС, осуществляют обмен информацией относительно сумм непрямых налогов, которые были перечислены в госбюджеты. Нюансы этого обмена регулируются специальным Протоколом об информационном обмене, которым и устанавливается форма вышеобозначенного заявления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Оформлением заявления занимается товароимпортер с целью подтверждения самого факта импорта и вычета у него НДС за ввоз. Экспортеру же это дает возможность применять .

Главные нюансы

Отсылка на законодательство

Обязательство импортера по предоставлению заявления вместе с налоговой декларацией прописано в Протоколе, регулирующем порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за тем, как они уплачиваются.

Согласно указанным в этом протоколе правилам импортер также должен направить составленное заявление вместе с подтверждением уплаты непрямых налогов, полученным от налогового органа, экспортеру.

Сервис ЕАЭС

В письме от 18 июня 2019 года ФНС дала разъяснение относительно порядка подтверждения того, что применение нулевой НДС-ставки при экспортных операциях товаров в ЕАЭС является обоснованным.

В соответствии с четвертым пунктом вышеуказанного протокола экспортерам следует предъявить вместе с декларацией о налогах либо Заявление с отметкой налоговой службы страны, в которую товар был отправлен, либо Перечень заявлений по форме в соответствии с приложением №1 к Приказу, в котором содержатся реквизиты Заявлений, данные о которых поступили в российские налоговые органы.

Проверить, поступили ли сведения по Заявлению, достаточно просто, так как для этого предусмотрен специальный сервис, разработанный ФНС, который называется «ЕАЭС: Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов».

На что стоит опираться

Основными нормативными актами, на которые следует ориентироваться в данном вопросе, являются соглашение относительно принципов взимания косвенных налогов при экспорте/импорте между странами таможенного союза и соответствующий протокол, регулирующий порядок взимания непрямых налогов и механизм контроля за тем, как происходит их уплата.

Срок подачи налоговой декларации и уплаты НДС - до 20-го числа следующего за моментом принятия учет импортных товаров месяца. Тогда же должно быть подано заявление, оформленное в электронном вида и в четырех экземплярах на бумаге. На протяжении двухнедельного срока налоговым комитетом происходит рассмотрение данного заявления и проставление необходимых отметок.

Особенности разделов для заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Заполнение 1-го Раздела осуществляется приобретателем товара. Здесь должны быть указаны сведения и о нем самом, и о том, кто товар продал. Если в качестве продавца выступает физическое, на не юрлицо, то информация о нем также должна присутствовать.

Определение сумм налогов непрямого характера производится на основании данных, занесенных в специальную таблицу.

Заполнение 3-го Раздела требуется в строго оговоренных случаях:

  • когда операции, связанные с реализацией покупателю неких товаров продавцом не подлежат обложению косвенными налогами в государстве последнего в связи с тем, что местом продажи этих товаров не считается территория этого государства;
  • когда покупатель получает товар посредством агента, комиссионера либо поверенного;
  • когда импорт осуществляется между государствами-членами ЕАЭС, но на основании договора между лицами, одно из которых является налогоплательщиком стран данного союза, а другое - налогоплательщиком иной страны, в ЕАЭС не входящей.

Необходимость в заполнении Приложения к заявлению возникают в тех случаях, когда в поставку товара вовлечено свыше трех лиц.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в обязательном порядке должно иметь заполненный первый раздел, а именно следующие его строки:

Информация относительно количества и цены товара, который был ввезен, а также исчисленных налогов должна быть внесена в таблицу первого раздела построчно.

В отдельные строки таблицы должны вноситься данные по товарам, для которых предусмотрены различные ставки НДС, и товарам, по отношению к которым используются неодинаковые единицы измерения. Кроме того, разные строки таблицы используются для товаров, которые были ввезены по различным транспортно-сопроводительным документам.

Детальные оговорки

Условия отметки в бумагах

Налоговые органы должны проставлять во втором разделе заявления отметку, которая включает в себя:

  • подпись и полное ФИО лица, ответственного за проставление этой отметки;
  • дату, когда это было сделано;
  • подпись с полным ФИО руководителя налогового органа либо его заместителя;
  • печать органа налоговой, на которой непременно указано его название.

Один бланк остается налоговой, а еще три вручается непосредственно налогоплательщику или представляющему его лицу. Далее налогоплательщик-импортер два из этих экземпляров отправляет контрагенту-экспортеру для того, чтобы подтвердить обоснованность применения нулевой НДС-ставки.

Если допущены ошибки в заявлении

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов может быть отозвано налогоплательщиком, если он обнаружил там ошибку. Он должен ее исправить и сдать документ повторно в налоговый комитет, который все перепроверяет и проставляет необходимые отметки.

В том случае, если ошибка была выявлена самой налоговой, то она отказывает налогоплательщику в подтверждении заявления, указывая те ошибки, которые имеют место быть, а также рекомендации относительно их устранения и предоставления нового экземпляра заявления.

Дополнительные документы

Помимо собственно заявления, программа для подготовки которого находится на сайте ФНС, налогоплательщиком к декларации в 2019 году должны быть приложены следующие документы:

  • выписка из банка, свидетельствующая о том, что была произведена уплата НДС;
  • транспортные/товаросопроводительные документы, которые подтверждают факт перемещения товара в Россию из стран ТС;
  • счета фактуры, заполнение которых предусмотрено при отгрузке товара;
  • договор, служащий основанием для ввоза товара в Россию;
  • сообщение товаропоставщика о лице, у которого данный товар был приобретен;
  • комиссионные, поручительские или агентские договора, если таковые были заключены;
  • договор, необходимостью исполнения которого были приобретены импортируемые товары по одному из вышеперечисленных договоров.

Предоставление документов в оригинале, за исключением заявления, является необязательным, так как достаточно сделать их копии и заверить у руководителя либо главбуха с проставлением печати организации.

Бумажный или электронный формат

Согласно нормам Протокола относительно порядка предоставления заявления, данный документ может быть предоставлен в стандартном бумажном виде и электронном либо же только в электронном.

Во втором случае направление заявления в ФНС осуществляется посредством оператора электронного документооборота через телекоммуникационные каналы связи с обязательным проставлением усиленной электронной подписи заполняющего его лица. В ФНС производят проверку этого документа и тут же отправляют сообщение о том, что документ принят и необходимая отметка проставлена, или же о том, что в проставлении отметки отказано.

Копия самого заявления вместе с сообщением из налоговой относительно проставления отметки направляется экспортеру с целью засвидетельствования факта уплаты непрямых налогов. Сделать это можно как в бумажном, так и в электронном виде.

Иными словами, достаточно просто скачать заполненный вариант заявления и присланное из налоговой сообщение об отметке и отправить его по e-mail экспортеру. Необходимость в распечатывании на бумаге и отправке стандартной почтой отсутствует.

Особые случаи оформления бланка

Действующая форма заявления в полной мере подходит для тех ситуаций, когда количество вовлеченных в товаропоставки налогоплательщиков более двух, а также, когда они располагаются на территориях трех государств, являющихся членами ТС.

Сложность может возникнуть в случае, когда на один товар приходится несколько транспортных документов. Такое положение дел допускается правилами заполнения заявления, однако оно противоречит требованиям протокола об обмене информацией в электронном виде.

Детали расчета

Отражение ввезены стран ТС товаров в налоговом учете производится в соответствии с общими основаниями. Нюансы возникают в том случае, когда расчет с поставщиками происходит в валюте. Тогда требуется производить перерасчет стоимости в рублевый эквивалент согласно действующему на дату смены права собственности на продукцию курсу.

В случае перечисления поставщику аванса определение стоимости товара производится в соответствие с тем курсом, который был на дату предоплаты. Комбинированная оплата предполагает пересчет цены товара по двум различным курсам.


Установленные сроки

Определение конкретных дат для уплаты НДС зависит непосредственно от той таможенной процедуры, к которой относятся ввозимые товары. В том случае, когда импортируемая продукция предназначена для внутрироссийского потребления, уплачивать налог следует до того, как она покинет территорию таможни.

В ситуации, когда ввозимые товары выпущены с таможни до подачи декларации, перечисление косвенного налога должно быть осуществлено на протяжении первых десяти дней следующего за датой выпуска месяца.

Если ввоз товара временный, то НДС перечисляется вместе с ввозными пошлинами и налогами за период временного ввоза до того, как товар выйдет с таможенной территории.

Возможные причины отказа

Обоснованный отказ в выдаче подтверждения может произойти по следующим причинам:

  • если сведения, которые были указаны в заявлении, не отвечают тому, что отражено в декларации, включая различия в суммах подлежащего к уплате НДС;
  • если сведения, содержащиеся в заявлении, разнятся со сведениями в поданных согласно 3-му пункту статьи 276-20 НК;
  • если данные, внесенные в заявление, поданное в бумажном формате, не являются идентичными тем данным, которые отправляются в налоговую службу в электронном виде;
  • если суммы исчисленных и начисленных НДС не были уплачены в полном объеме или же вовсе были не уплачены в предусмотренный для этого временной период;
  • если имеет место занижение налоговой базы, на основании которой было произведено исчисление непрямых налогов;
  • если численность заявлений, которые были представлены на носителе бумажного типа, не отвечает численности заявлений, которые были отражены в соответствующем реестре заявлений о ввозе товара и уплате непрямых налогов, который представляет собой приложение к декларации по непрямым налогам на импортированные товары.

Если имеет место неуплата либо неполная уплата, а также несвоевременная уплата НДС, то взыскание косвенного налога и пени происходит в соответствии с законодательством того государства, на территорию которого товар был ввезен.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

14.05.2015

О новых документах при экспорте товаров с территории ЕАЭС

Приказом ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@ утверждена форма документа, который называется «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов». Вместе с формой документа утверждены также Порядок заполнения и формат представления этого перечня в электронном виде.

Указанные выше документы приняты в рамках правоотношений Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014, в котором сторонами являются следующие государства: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика.

О взимании косвенных налогов

Напомним, порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг) в отношении государств — членов ЕАЭС регламентируется соответствующим Протоколом — Приложение № 18 к Договору ЕАЭС. В частности, в Разделе II данного Протокола закреплены правила при экспорте товаров. Установлено, что налогоплательщик государства — члена ЕАЭС при экспорте товаров на территорию другого государства — члена применяет нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик, с территории которого вывезены товары, обязан представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет налогоплательщика-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы.

Под пунктом 3 вместе с самими заявлениями о ввозе товаров предусмотрен также документ, именуемый «перечень заявлений», форма которого и утверждена опубликованным приказом ФНС.


Обратите внимание

Рассматриваемый Перечень заявлений подается в налоговые органы Российской Федерации, и заполняется он налогоплательщиком, осуществившим операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза (т. е. экспорт с территории РФ).


Важно помнить: сведения, включенные налогоплательщиком в Перечень заявлений, будут проверяться в налоговом органе на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией, предусмотренного Протоколом от 11.12.2009 (в редакции от 31.12.2014) «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Если сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют данным налогового органа, налоговики вправе будут взыскать сумму косвенных налогов с пенями.

Основные требования по заполнению Перечня заявлений

Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов включает в себя титульный лист и раздел 1 «Реквизиты заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов».

Налогоплательщик может заполнить Перечень заявлений как в бумажном, так и в электронном виде.

При любом способе формирования документа необходимо учесть некие общие правила. Например, использование сквозной нумерации страниц, запрет на исправление ошибок корректирующим средством и на применение двусторонней печати.

Если используется электронная форма документа, то тут бухгалтеру немного легче — он освобожден от части рутинной работы по заполнению документа или проверке правильности его оформления, за него это сделает программа.

При ручном оформлении документа необходимо помнить, что заполнение полей Перечня заявлений любых показателей (текстовых, числовых, кодовых) необходимо производить слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

В незаполненных полях (знакоместах, «клеточках») ставится прочерк. Это относится как к полностью, так и к частично заполненным показателям.

Например, показатель «ИНН» для юридического лица следует отражать по следующей схеме: «7700123456——». Правда, есть и исключение, номера страниц заполняются без прочерков по примеру: «001», «002», «003» и т. д.

Большинство показателей Титульного листа рассматриваемого документа давно знакомы российскому налогоплательщику. Это ИНН и КПП налогоплательщика, код налогового периода и отчетный год, номер корректировки и пр. Все они заполняются как обычно.


Обратите внимание

Перечень заявлений может представить как сам налогоплательщик, так и его законный или уполномоченный представитель.


При этом в специальном разделе Титульного листа, в котором подтверждается достоверность и полнота представленных сведений, под кодом «1» может значиться следующее лицо:

  • налогоплательщик;
  • законный представитель (включая участника товарищества, доверительного управляющего, концессионера, участника договора инвестиционного товарищества, ответственного за ведение налогового учета).

Значение «2» указывается, только если документ представлен уполномоченным представителем налогоплательщика.

В этом же разделе отражаются сведения о представителе налогоплательщика (ФИО физического лица или наименование юридического лица), а также данные о документе, подтверждающем его полномочия. Ранее таким документом, как правило, являлась доверенность. Теперь список уполномоченных лиц расширен, поэтому и документы могут быть разные. В поле для указания приложений к Перечню заявлений (подтверждающих документов или их копий) надо будет в этом случае указать количество листов документа, подтверждающего полномочия любого представителя организации

Особенности заполнения в связи с реорганизацией

Приведем дополнительные правила для тех случаев, когда рассматриваемый документ заполняется организацией-правопреемником.

Правопреемник представляет Перечень заявлений (а также соответствующие декларации и иные необходимые документы) в налоговый орган по месту своего учета.

В Титульном листе факт реорганизации в первую очередь отразится в специальном поле «Форма реорганизации (ликвидации) (код)». В нем могут быть указаны следующие коды:

  • 0 — ликвидация организации;
  • 1 — преобразование одного юридического лица в другое;
  • 2 — слияние нескольких юридических лиц;
  • 3 — разделение юридического лица;
  • 5 — присоединение к другому юридическому лицу;
  • 6 — разделение с одновременным присоеди- нением.

Такие коды закреплены в Приложении 1 к Порядку заполнения Перечня заявлений.

Правопреемник должен отразить прежние данные об ИНН и КПП до реорганизации в поле «ИНН и КПП реорганизованной организации». А вот в верхней части Титульного листа и Раздела 1 необходимо указывать свои данные, то есть ИНН и КПП правопреемника.

Правила взаимосвязи

При заполнении Перечня заявлений важно учесть тот момент, что часть показателей в Перечне должна отражаться аналогично тем значениям, данные которых используются непосредственно в самих заявлениях или налоговых декларациях по НДС и акцизам, на основании сведений из которых и формируется Перечень заявлений.

Например, в Перечне заявлений и в декларации по НДС должны совпадать ИНН и КПП налогоплательщика, налоговый период, код налогового органа и пр.

Обратите внимание на показатель «Налоговая декларация (код)». В нем необходимо указывать значение кода формы по классификатору налоговой документации (код КНД) из налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений. Чуть выше мы отметили, что Перечень заявлений подается в налоговый орган не сам по себе, он входит в комплект обязательных документов, подаваемых с налоговой декларацией. Это может быть декларация по НДС (код по КНД 1151001) или по акцизам (код по КНД 1151084 или 1151074).

Действующая налоговая декларация по НДС утверждена . Декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена приказом ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@, по табачным изделиям — от 14.11.2006 № 146н.

Напомним о самих заявлениях, сведения из которых должны отражаться в Разделе 1 Перечня. Форма заявления закреплена в Приложении № 1 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Итак, из заявлений в Перечень заносятся такие данные:

  • номер отметки о регистрации заявления;
  • дата отметки о регистрации заявления.

Оба показателя берутся из раздела 2 заявления. Номер отметки и дата проставляются в заявлении налоговым органом импортера при подтверждении уплаты косвенных налогов.

Далее отражается показатель «Идентификационный код (номер) покупателя», в котором указывается код или номер покупателя, которым выступает налогоплательщик-импортер, заполнивший заявление, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения).

В поле «Раздел заявления, в котором располагаются реквизиты продавца» указывается номер раздела заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения). Этим разделом заявления может быть только первый или третий, именно в них содержатся сведения о реквизитах (ИНН) налогоплательщика-экспортера, то есть продавца.

При этом в Разделе 3 заявления отражаются сведения о сделках налогоплательщика — налогового агента. Продавцом в этом случае выступает комитент, доверитель или принципал. В Разделе 1 заявления указываются сведения по сделкам обычного налогоплательщика косвенных налогов, которые были осуществлены по контрактам на поставку товаров, по договорам лизинга, переработки давальческого сырья, а также в случае заключения договора о приобретении товара у физического лица, не являющегося предпринимателем.

Все указанные выше показатели являются обязательными к заполнению.

Дополнительно напомним коды стран, участвующие в Евразийском экономическом союзе, которые тоже придется отражать в Разделе 1 Перечня заявлений:

  • 051 — код Республики Армении;
  • 112 — код Республики Беларусь;
  • 398 — код Республики Казахстан;
  • 417 — код Кыргызской Республики;
  • 643 — код Российской Федерации.

В заключении приведем пример заполнения рассматриваемого документа. Примем, что Перечень заявлений сформирован по данным российского юридического лица по операциям экспорта, произведенным в апреле текущего года. Товары реализованы в Республику Казахстан. Документ заполнялся в электронном виде (прочерки в незаполненных знакоместах не проставлялись.

Консультант по налогам И.М. Акиньшина , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Как платить НДС при импорте из стран - участниц ЕАЭС. Дата определения налоговой базы. Когда сдавать декларацию и документы при импорте из ЕАЭС - читайте в статье.

Вопрос: Организация импортирует товар из Казахстана. Согласно договора цена товара выражена в казахских тенге, а оплата производится в рублях по курсу ЦБ на дату оплаты. Поставка товара осуществляется на условиях 100%-ой предоплаты. Оплата была произведена в марте, товар получен в июне. При заполнении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов какую сумму указывать в качестве налогооблагаемой базы для исчисления суммы ввозного НДС, сумму предоплаты или сумму на дату учета товара?

Ответ: В графе 8 раздела 1 заявления укажите курс на дату принятия товаров на учет (п. 14 приложения 18 к ,. п. 3 приложения № 2 к Протоколу от 11.12.2009 г.).

Обоснование

Дата определения налоговой базы

На какую дату определять налоговую базу по НДС при импорте из ЕАЭС

Налоговую базу определяйте на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета. В частности, на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключение - импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации определять налоговую базу нужно несколько раз, на каждую из дат лизингового платежа, прописанных в договоре. Важно: даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют. Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе .

Бывает, что поставщик отгрузил товар, но до российского импортера он так и не дошел (например, его похитили по дороге). В этом случае импортный НДС не начисляйте и не уплачивайте. Ведь вы не приняли товар к учету, а значит, налоговой базы нет. Минфин России разъяснил это в письме от 19 октября 2016 г. № 03-07-13/1/60883 .

Стоимость в иностранной валюте

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговую базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Пример: как отразить в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран - участниц ЕАЭС. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки - 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
- 1 122 000 руб. (22 000 USD * 51,0000 руб./USD) - принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
- 1 100 000 руб. (22 000 USD * 50,0000 руб./USD) - оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
- 22 000 руб. (1 122 000 руб. - 1 100 000 руб.) - отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 201 960 руб. (1 122 000 руб. * 18%) - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
- 201 960 руб. - перечислен НДС со стоимости импортного товара.

Когда сдавать декларацию и документы при импорте из ЕАЭС

К декларации необходимо приложить следующие документы:

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года . Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России. Отметим, что порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не зависит от состояния расчетов с поставщиком. Даже если ввезенный товар не оплачен (оплачен не полностью), заполняйте заявление по общим правилам;

Выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран - участниц ЕАЭС;

Как платить НДС, заявлять вычеты и оформлять документы при ввозе товаров из Казахстана и Белоруссии

Рассчитывать сумму НДС нужно со стоимости товаров, которую компания оплачивает поставщику по условиям договора. Для подакцизных товаров их стоимость нужно увеличить на сумму акцизов. Расходы, которые по условиям договора не входят в стоимость товаров (например, по транспортировке), при расчете НДС не учитывают (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-07-14/33). Налог надо рассчитать на дату, когда товары приняты на учет (п. 2 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов). Порядок расчета будет зависеть от того, в какой валюте составлен договор и в какой валюте покупатель оплачивает товар.

Договор и оплата в рублях. Налог рассчитывают исходя из договорной стоимости товаров, которую поставщик указывает также в отгрузочных документах (накладных).

Договор и оплата в валюте. При расчете НДС стоимость нужно пересчитать в рубли по курсу на дату принятия товаров на учет.

Договор — в валюте или у. е., оплата в рублях . Если в отгрузочных документах цена указана в валюте или у. е., то стоимость надо пересчитать в рубли по курсу на дату принятия товаров на учет. Такой вывод следует из правил заполнения заявления о ввозе продукции (п. 3 приложения № 2 к Протоколу от 11 декабря 2009 года «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее — Протокол об обмене информацией).

По договору, заключенному в валюте или у. е., компания может перечислить поставщику из Белоруссии или Казахстана предоплату. В этом случае не ясно, на какую дату пересчитывать стоимость товара в рубли в целях НДС — на дату уплаты аванса или на дату принятия товаров на учет. Как мы выяснили, в Минфине России считают правильным второй вариант.

Так как в налоговом учете в такой ситуации стоимость товаров пересчитывают в рубли на дату предоплаты, налоговая база для НДС и для налога на прибыль, а также бухучета будет разной.

Компания приобретает у белорусского поставщика товары на сумму 50 000 евро. Согласно договору компания перечисляет аванс в рублях по курсу на дату оплаты. Курс Банка России на дату перечисления аванса составляет (условно) 47,5759 руб/EUR, на дату получения товаров — 47,8279 руб/EUR. В первичке поставщик указал стоимость в евро.

Сумма аванса составляет 2 378 795 руб. (50 000 EUR x 47,5759 руб/EUR). По этой стоимости бухгалтер отразил товары в налоговом и бухгалтерском учете. Ввозной НДС равен 430 451,10 руб. ((50 000 EUR x 47,8279 руб/EUR) x 18%).

Если в счетах-фактурах и первичке стоимость приведена в российских рублях, то с нее и нужно рассчитывать сумму НДС.

Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009

«Приложение 2. Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов7

Просмотров