А. С. КорчагинаЭкономическая теория (для студентов неэкономических специальностей). Шпаргалка. Основные экономические институты. Собственность как экономический институт Что такое экономический институт

К первому типу относятся конституции, законы и подзаконные акты, обычное право, постановления, типовые положения и общие контракты, ко второму – организации, создаваемые для известных будущих ее членов, единичные контракты под конкретную сделку и др. Третий тип охватывает нормы, обычаи, кодексы, привычки, существующие или «внедряемые» в тех или иных совокупностях экономических агентов. В четвертом рассматриваются неформальные организации, например клубы, а также нормы и заведенные порядки для определенных групп лиц. С учетом основных типов институтов может быть выполнен сравнительный анализ возникающих проблем.

Функции и роль институтов. Можно выделить следующие функции институтов 16:

 координация действий разных индивидов (и организаций), позволяющая экономить на издержках предвидения реакций на действия со стороны других индивидов и организаций;

 ограничение множества возможных действий путем «отсечения» тех из них, выбор которых может повлечь санкции, ущерб от которых превысит выгоду от совершения действия;

 перераспределение ресурсов, издержек и выгод либо непосредственно по своему содержанию (например, правила налогообложения), либо косвенно – через ограничение возможных действий и координацию.

Роль институтов проясняют их следующие черты 17 .

1. Институты обеспечивают предсказуемость результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносят в экономическую деятельность устойчивость.

2. Институты наследуются благодаря свойственному им процессу обучения.

3. Институтам присуща система стимулов (позитивных и негативных), без которой они существовать не могут.

4. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что высоко ценится экономическими агентами.

5. Институты сокращают трансакционные затраты (т.е. затраты на поиск и обработку информации, оценку и специфическую защиту того или иного контракта).

Институты и организации. В литературе преимущественно рассматриваются три типа институциональных соглашений: рынки, гибридные организационные формы и формальные организации, называемые иерархиями. Иерархия – это расположение элементов целого в порядке от высшего к низшему (или расположение служебных должностей в порядке их подчинения). Гибридные организационные формы касаются главным образом отношений между предприятиями, например долгосрочные контракты или системы франшизы.

В истории теорий известны обращения экономистов к проблемам организаций . Так, Р. Коуз отмечал, что А. Маршалл вводит организацию как четвертый фактор производства; Дж. Б. Кларк наделяет предпринимателя функцией координации; Ф. Найт вводит менеджера, осуществляющего координацию 18 . Упрощая, можно выделить два подхода к проблемам экономики организаций в современных условиях. Первый состоит в том, что экономисты исходят из глобального видения организации. Анализ здесь является нисходящим: от характеристик системы в крупных отраслях экономики, например промышленной организации, к исходным единицам. Второй подход, преобладающий в настоящее время, характеризуется как «конструктивистский» и концентрирует анализ на механизмах, присущих простым экономическим организациям, чтобы затем рассмотреть отношения между организациями и функционированием экономических систем.

В литературе даются более узкие определения организации, которые сводятся к понятию фирмы, и более широкие. В конкретном смысле организация, а точнее – фирма, определена Р. Коузом в статье «Природа фирмы» (1937): «Можно, я полагаю, считать отличительной чертой фирмы вытеснение механизма цен». И далее: «Фирма, таким образом, есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя 19 .

Определение, которое вслед за С. Роббинсом дал К. Менар: «Будем называть организацией экономическую единицу координации, обладающую доступными определению границами и функционирующую более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками. Другими словами, организацию характеризуют: 1) совокупность участников; 2) согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное, относительно некоторых целей и средств (контракты, увольнения, забастовки и т.д.); 3) формальная координация, определяющая структуру с учетом степени ее сложности (иерархия), правил и процедур (формализация) и степени централизации (принятие решений)» 20 .

Д. Норт сосредоточивается на организациях как «целенаправленно действующих единицах, созданных организаторами для максимизации богатства, дохода или иных целей, определяемых возможностями, которые предоставляются институциональной структурой общества» 21 . По его мнению, в понятие «организация» входят политические органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской совет, контрольное ведомство), экономические структуры (фирмы, профсоюзы, семейные фирмы, кооперативы), общественные учреждения (церкви, клубы, спортивные ассоциации) и образовательные учреждения (школы, университеты, центры профессионального обучения).

Существует множество определений рынка. В современной институциональной литературе рынок представляет собой институт, существующий для облегчения обмена, или механизм передачи прав собственности. Деятельность рынка предполагает определенные издержки (издержки использования ценового механизма, или трансакционные издержки).

Возникает необходимость рассмотреть общие черты и различия институтов, рынков и организаций. На различении институтов, рынков и организаций настаивают такие экономисты, как Д. Бромли, Д. Норт, К. Менар и др. Общность состоит в том, что рынки и организации являются институтами или институциональными продуктами, а также в том, что институт, так же как и рынки, и организации, не рассматривается больше как некая экзогенная данность. По мнению Р. Коуза, «эти институты – фирма и рынок – составляют институциональную структуру экономической сис­темы» 22 .

Рынок отличается от институтов, которые представляют собой правила, определяющие рыночный обмен, но рынок отличается и от организаций, которые благодаря интернализации, т.е. замене рыночного обмена на внутреннюю организацию, обеспечивают аллокацию ресурсов, следуя собственным правилам, а также функционируют в условиях, когда рынок терпит неудачу в целом или частично. Организация – это форма, дополнительная по отношению к рынку, а рыночная экономика характеризуется сосуществованием двух различных механизмов координации: организации и рынка.

Если рынки и организации есть альтернативные формы координации деятельности, то институты определяют условия, в рамках которых может осуществляться индивидуальный или коллективный выбор размещения и использования ресурсов. Однако существует более радикальная точка зрения, рассматривающая экономические отношения с позиции тех изменений, которые производит в их структуре институциональная среда, т.е. институты понимаются как регуляторы экономических функций. Организация является специфической формой, основывающейся на правилах, тогда как институт – это часто результат выбора или переговоров. Превосходство организации над рынком во многих случаях объясняется ее гибкостью, т.е. способностью изменять внутренние правила в короткие сроки.

Кроме того, институты, рынки и организации подчиняются разным ограничениям. Институты изменяются в соответствии с историческими и социальными ограничениями под влиянием противоположных интересов социальных групп в длительном периоде. Затем они индуцируют новые ограничения. Функционирование рынков зависит от ограничений, обусловленных поведением экономических субъектов, которое выражается в разных видах выбора, продиктованных некими стратегиями. Организация может приспособиться к ограничениям, введенным институциональной средой, а может и изменить их, если обладает экономической властью. При этом организация создает внутренние ограничения посредством иерархической структуры, внутренних правил, механизмов мотивации и т.д. Именно институты как совокупности правил предопределяют возникновение организаций, их функционирование и взаимодействие с внешним миром. С позиции динамики институты являются основой, на которой осуществляется эволюция организаций, в результате чего изменяются и сами институциональные рамки.

Институциональные соглашения и институциональная среда . Экономические организации, институты, соглашения и т.п. образуют единую структуру, которую можно назвать институциональной структурой общества. Воспользуемся трехуровневой схемой исследования в НИЭТ, предло­женной О.Уильямсоном и представленной А.Е. Шаститко 23 (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Трехуровневая схема исследования

На первом уровне – индивиды, или экономические агенты, на втором – различные институциональные соглашения в виде рынков, фирм, гибридных (смешанных) форм, на третьем – институциональная среда, включающая системообразующие правила игры. По О. Уильямсону, институциональная среда – это правила игры, определяющие контекст, в котором осуществляется экономическая деятельность. Базовые политические, социальные и юридические правила образуют основу производства, обмена и распределения 24 . Институциональная среда определяет характер отношений и связей между экономическими субъектами, которые формируют институциональное устройство (соглашения). Институциональное устройство – это контрактное отношение или структура управления, объединяющая хозяйственные единицы и определяющая способ их кооперации и/или конкуренции. Институциональное устройство влияет на функционирование и типы экономических организаций.

Кратко рассмотрим каждую из семи зависимостей, хотя, по О. Уильямсону, ключе­выми являются первые три типа.

1. Поведенческие предпосылки , от которых зависят модели рынков, фирм и государства. Зависимость 1 характеризуется как поведение, противоречащее или соответствующее правилам игры, а также направлен­ное на изменение (создание) правил, которые не являются системообразующими.

2. Влияние институциональных соглашений друг на друга , выражающееся в изменении отношений на рынке, или структуры рынка в результате действия фирм, или поведения фирм под влиянием рыночной ситуации. Рынок и фирма – полярные формы институциональных соглашений с точки зрения способа решения проблемы координа­ции. Кроме того, существуют гибридные формы институциональных соглашений, такие как субподряд или франчайзинг (коммерческая концессия).

3. Изменение системообразующих правил игры, означающее изменения в ценообразовании, налогообложении, антимонопольном и таможенном регулировании, правилах лицен­зирования, регистрации предприятий и т.п. Все это влияет на сравнительную эффективность альтернативных институциональных соглашений, а значит, и экономических организаций. Это – опосредованное влияние, поскольку прежде всего изменяются затраты ресурсов на использование сущест­вующих институтов и создание новых, т.е. трансакционные издержки. Однако в данном случае изменения в институциональ­ной среде рассматриваются как экзогенные.

4. Формирование институциональными соглашениями социаль­ных условий жизни индивида, а более узко – правил игры , показывающее, что предпочтения индивидов могут рас­сматриваться как эндогенные. Другими словами, свойства предпочтений ока­зываются зависимыми от особенностей институциональных со­глашений. Поскольку правила кооперации и конкуренции огра­ничивают набор возможностей для экономического агента, то тем самым ограничивается и размерность ситуации выбора. Соответ­ственно изменение размерности и структуры ситуации выбора приводит к изменению предпочтений.

5. Влияние институциональных соглашений на институциональ­ную среду, означающее опосредованное влияние индивида (если здесь проводится принцип методологического индивидуализма) на формирование системообразующих пра­вил игры. Такое воздействие осуществляется через организацию, а в основе анализа данной зависимости лежит проблема коллективного действия. О. Уильямсон выделяет две формы воз­действия на институциональную среду: инструментальную и стра­тегическую. Инструментальная форма носит координацион­ный характер и позволяет улучшить положение всех участников, т.е. добиться Парето-улуч­шения, за счет изменений в законодательстве. Стратегическая форма влияния означает получение одной из групп специальных интересов распредели­тельных преимуществ, что известно в теории как поиск ренты (рентоориентированное поведение) и вымогательство ренты. Это обстоятельство отражает двойственность институтов в условиях положительных трансакционных издержек.

6. Формирование институциональной средой социальных условий жизни индивида. Свойства данной зависимости аналогичны характеристикам зависимости 4 . Однако большое значение для объяснения индивидуальных предпочтений будет иметь теория организованных идеологий.

7. Влияние индивида на институциональную среду посредством участия в политическом процессе, в частности в выборах. Данную зависимость также можно рассматривать в терминах предпосылок поведения, в результате чего можно выделить различные альтернативы объяснения формирования и изменения системообразующих правил игры. В частности, большое значение имеет информация об ожидаемых распределительных последствиях той или иной системы правил, которой располагает индивид.

Особенность НИЭТ заключается в том, что определенные проблемы одного или двух уровней анализа рассматриваются с соответствующими акцентами разными направлениями НИЭТ, которые, как было отмечено ранее, не являются полными заменителями. Однако по мере развития осуществляется заимствование приемов анализа одного направления для развития каких-либо аспектов другого, что может быть подтверждением «родственности» объединяемых в НИЭТ направлений.

1) Понятие института, проблема его происхождения и роль в экономике.

2) Формальные и не формальные институты.

3) Понятия трансакции и ее параметры.

4) Классификации трансакций Дж. Комонса и концепция трансакций Уильямсона.

До настоящего времени не существует общепринятого определения института. К их числу относят такие явления как государство, семья, предпринимательство, монополии, частная собственность, профсоюзы, религия, мораль, право и другое. Веблен например относил к институтам традиции и нормы поведения основанные на обычаях, а так же порядки закрепленные в законах и в деятельности различных учреждений. Наиболее распространенное определение институтов предложил Дуглас Норд, согласно которому институты это создаваемые людьми рамки, структурирующие отношения между ними. Основными элементами институциональной среды являются: неформальные ограничения, формальные правила и механизмы принуждения обеспечивающие их соблюдение. Основой институциональной среды является норма, которая предписывает как должен вести себя индивид в различных ситуациях. Выполнение нормативного предписания может быть добровольным или основанным на санкциях. Санкции в свою очередь бывают юридическими и связанные с остратизмом со стороны социального окружения.

Различают три вида норм: совместные стратегии, неявные соглашения и правила.

Совместные стратегии – это спонтанно выбираемые всеми индивидами вариант поведения в конкретной ситуации. Такой вариант в свою очередь предполагает наличие так называемой фокальной точки. Пример: люди потерявшиеся в большом магазине обычно надеются встретится у выхода.

Неявные соглашения – общеизвестные варианты поведения. Пример: принятый порядок общения между попутчиками в вагоне поезда.

Правила – это рамки имеющие обязательным характер, их не соблюдение влечет применение санкций.

Происхождение институтов связанно с закреплением норм и правил обеспечивающих рациональные варианты поведения в конкретных ситуациях. Институты можно разделить на группы в зависимости от типа ситуации. Всего выделяют три типа ситуации: 1) Ситуации выбора, в них институты призваны минимизировать потери группы партнеров. 2) Ситуации координации (Пример: правила ПДД). 3) Ситуации закрепляющие неравенство (Пример: спецификация прав собственности).

Роль институтов в экономике состоит в улучшении процессов взаимодействия экономических агентов. Хорошо отлаженная система экономических институтов ведет к снижению неопределенности и риска и соответственно к экономии издержек и как следствие ускоряет оборот капитала, улучшает инвестиционный климат, повышает производительность труда и стимулирует экономический рост.

К неформальным институтам относят: обычаи, традиции, привычки, правила приличия, общественную мораль, этические кодексы. Существуют два подхода к разграничению формальных правил и неформальных норм. Согласно первому подходу для соблюдения неформальных норм участие государства не обязательно. Согласно второму подходу отличия между формальными правилами и неформальными нормами состоит в том, что первые устанавливает государство, а вторые возникают спонтанно.

За несоблюдение неформальных норм могут применяться следующие санкции:

1) Автоматическая санкция.

2) Чувство вины, что и побуждает соблюдать неформальную норму.

4) Информационная санкция, связанна с прекращением общения.

5) Двусторонние санкции, требующие издержек от наказывающей стороны.

6) Многосторонние санкции.

К формальным правилам относят: конституция, своды законов, различные административные акты, писанные контракты.

Типы взаимодействия формальных и неформальных институтов:

1) Они находятся в гармонии, прекрасно сочетаются друг с другом. (Пример: закон пресекает воровство).

2) Формальные и не формальные институты могут принуждать к разным видам поведения, но быть совместимыми, поскольку содействуют достижению одних социальных целей

3) Они не согласованны друг с другом, обычно в данной ситуации работают неформальные нормы, а формальные правила не применяются.

4) Они противоречат друг – другу, в этом случае неформальные нормы подталкивают к несоблюдению формальных правил.

Трансакция – это обмен или отчуждение или присвоение прав собственности и свобод принятых в обществе, таким образом трансакция это не обмен товарами, а обмен правами. Такое понимание сущности трансакции сформулировал Дж. Коммонс, после чего оно и вошло в экономический оборот. Трансакция является неявным отражением трех видов социальных отношений: конфликта, порядка, взаимозависимости. Конфликт является выражением несовпадения интересов экономических агентов. Взаимозависимость есть понимание возможностей повышения своего благосостояния по средствам взаимодействия. Порядок есть завершение конфликта как выражение достигнутого соглашения по распределению выигрыша от взаимодействия. Существуют некоторые общие параметры трансакции: 1) Повторяемость (частота трансакции), чем она выше тем больше стимулов к обеспечению заинтересованности партнеров в продолжении сотрудничества. 2) Неопределенность ожидаемых выгод или издержек, чем она выше, тем меньше заинтересованности в осуществлении трансакции. 3) Специфичность активов вовлеченных в трансакцию, чем она выше, тем больше заинтересованность в сохранении сотрудничества.

В настоящее время в институциональной теории применяют две основные классификации трансакций. Автором первой из них является Коммонс, автором другой Ульемсон. Классификация Коммонса основана на различении трансакций по характеру процесса обмена, это позволило выделить три различные группы трансакций, а именно:

1) Трансакции сделки.

2) Трансакции управления.

3) Трансакции рационирования.

Трансакция сделки состоит в обмене правами собственности на основе добровольного соглашения между обменивающимися сторонами, основными примерами таких трансакций являются во-первых обмен между продавцом и покупателем товара или услуги, особенность данного вида трансакций состоит в том, что из рук продавца в руки покупателя переходит не только весь набор прав собственности на определенный товар, но и сам товар в своей физической сущности. Другим примером трансакции сделки являются отношения между работодателем и наемным работником, в данном случае физическая сущность того экономического ресурса, который приобретает работодатель остается неизменный, ее непосредственным носителем как был, так и остается наемный работник, однако право распоряжения услугами труда предоставляемыми наемным труженикам переходят к работодателю на срок и на условиях зафиксированных в трудовом контракте. Еще одним видов трансакции сделки имеющие свои особенности, являются отношения между кредитором и заемщиком, в этом случае происходят прямая передача покупательной способности эквивалентной соответствующей денежной сумме из рук кредитора в руки заемщика одновременно к заемщику переходят часть прав связанных с распоряжением и использованием соответствующей покупательной способности, но при этом право собственности на нее остается за кредитором, кроме того в результате данной трансакции кредитор приобретает дополнительные права связанные с обязанностью заемщика выплатить кредитору определенный процент в качестве платы за пользование предоставленных ему кредитных ресурсов.

Трансакции управления, в этом случае происходит передача права принятия решений от одной стороны в пользу другой стороны в обмен на определенные выгоды, решения в этом случае принимаются по средствам команд, которые отдает сторона приобретшая такое право. При этом передачи права на принятие решений, может происходить посредством как экономического так и внеэкономического принуждения. Примером внеэкономического распределения прав по принятию решений являются отношения раба и рабовладельца в античную эпоху, в данном случае выгоды раба состоят в том что рабовладелец обязуется сохранять рабу жизнь и здоровье да еще и кормить его, а выгода рабовладельца в том что он использует труд раба с минимальными для себя издержками. Примером трансакции управления основанные на экономическом принуждении являются отношения между начальником и подчиненным в рамках современной деловой организации эти отношения строятся на основах свободного найма когда подчиненный дает согласие подчиняться распоряжениям начальника в обмен на денежное вознаграждение. Особенностью данного вида трансакций является так же и то в современных условиях является так же и то, что начальник может отдавать только те распоряжения которые соответствуют его компетенции и строго регламентированы соответствующими формальными институтами. Данные обстоятельства принципиально отличает данный вид трансакций, от аналогичных трансакций в эпоху рабовладения, когда распоряжения рабовладельца характеризовались почти абсолютным произволом, правда такой произвол существовал только с точки зрения формальных институтов, на сомом же деле и тогда действовали определенные неформальные нормы ограничившие произвол рабовладельца. Подтверждению данному факту можно найти в частности в произведении древнегреческого автора Ксенофонта под названием “Домострой”.

Трансакция рационирования, это такой вид распределения правомочий, которое осуществляется третьей стороной в отношении двух или более претендентов на приобретения прав. Примерами трансакции рационирования являются разрешение арбитражным судом хозяйственных споров. Принятие государственной думой принятие бюджета на очередной финансовый год, в данном случае претендентами на права являются все потенциальные получатели средств из расходной части бюджета страны. Любой конкурс, в частности конкурс красоты.

В основе классификаций трансакций разработанной Уильемсом лежит разделение труда. Согласно его определению трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга переходит от заключительной точки одного технологичного процесса к исходной точки другого смежного с первой, говоря иначе в данной трактовке трансакция есть переход от одной стадии изготовления продуктов к другой стадии. Подобный вид трансакций хорошо описан еще Адамом Смитом в его исследовании о природе и причинах богатства народов на примере разделения труда внутри предприятия. Важной особенностью такого понимания трансакций является то, что речь идет непременно о физическом перемещении ресурсов, притом оно может быть основано на единичном, частном, или общем разделении труда и осуществляться как внутри фирмы, так и на рынке. Внутрифирменные трансакции опосредуют единичное разделение труда, границами такого разделения труда является фирма, оно отражает специализацию между отдельными участниками единого процесса изготовления конечного для данной фирмы продукта. Общее и частное разделение труда связанно с рыночными трансакциями, поскольку частное разделение труда отражает специализацию между отдельными видами производств и отраслями в рамках национальной экономики. Общее разделение труда это уже специализация между крупными секторами национального хозяйства. Например между умственным и физическим трудом, между производством овеществленных продуктов и производством услуг, а так же между городом и деревней. Общее и частное разделение труда как правило опосредуется рыночным обменом, что и ведет к доминированию рыночных трансакций в данном случае, хотя даже в случае общего разделения труда имеют место внутрифирменные трансакции поскольку в любой современной фирме можно встретить работников умственного и физического труда.

Рассмотренные здесь концепции трансакций не противоречат, а дополняют друг друга. Процессы обмена в экономике являются составной частью всего множества социальных трансакций, под которыми понимают социальные действия необходимые для создания и поддержания институциональных в которых осуществляется экономическая деятельность.

Любая норма может включать в себя ряд элементов. Первым элементом нормы являются атрибуты которые определяют группу людей на которых распространяется норма. Вторым элементом нормы может являться фактор долженствования, говоря иначе он определяет что может, должен или не должен делать индивид на которого распространяется данная норма. Еще одним элементом конструкции нормы является цель. Четвертый элемент это условия при которых действует норма. Пятый элемент – это санкции.

Совместная стратегия = Атрибуты + Цель + условия.

Неявное соглашение = Атрибуты + Фактор долженствования + Цель + условия.

Правило = Атрибуты + Фактор долженствования + Цель + условия + Санкции.

“Чарку пить – здорову быть, повторить – ум развеселить, утроить – ум устроить, много пить – нестройну быть”

Лекция №3

Трансакционные издержки

1) Подходы к определению трансакционные издержки.

2) Факторы возникновения трансакционных издержек.

3) Классификация трансакционных издержек.

4) Трансакционные издержки и проблема аллокативной нейтральности институтов. Налоги как трансакционные издержки.

Трансакционные издержки - это издержки возникающие при осуществлении трансакций. При том они могу возникать до, во время и после осуществления трансакций. И принимать форму денежных затрат, затрат времени или упущенной выгоды.

Существует целый ряд определений трансакционных издержек, одно из наиболее известных принадлежит К. Эрроу, который определил их как издержки поддержания экономических систем в ходу. Поясняя свою мысль, Эрроу сравнивает трансакционные издержки с трением механических систем. Подобно трению они препятствуют перемещению ресурсов пользователям оценивающем эти ресурсы наиболее высоко.

Стивин Чен определил трансакционные издержки как издержки существования которых невозможно в экономике Робинзона Крузо. В экономике, где действует не один, а двое или несколько человек возникают дополнительные издержки взаимодействия между участниками на ряду с собственно производственными издержками.

Дуглас Норт и Уоллес согласно их определению трансакционные издержки для покупателя это все издержки, которые не входят в цену уплачиваемые продавцу, а для продавца это издержки которых не было бы, продавай он товар самому себе.

Трансакционные издержки необходимо отличать от производственных издержек. Производственные издержки связаны с изменением физических свойств блага, а трансакционные издержки с перераспределением прав собственности. Например издержки фирмы связанные по непосредственному преобразованию ресурсов в готовую продукцию являются производственными, а издержки связанные с ведением бухгалтерского учёта продвижением товара на рынок, заключением контрактов и покупателями готовой продукции, с осуществление взаиморасчётов относятся к трансакционным. Деление издержек на трансакционные и производственные относительно. Например для предприятий реального сектора экономики. Затраты на банковское обслуживание являются элементом трансакционных издержек, однако издержки самого банка также делятся на производственные и трансакционные.

Производственные издержки иногда называют трансформационными поскольку это издержки связанные с трансформацией ресурсов в готовую продукцию, однако этим же термином обозначают затраты на трансформацию институтов, которые имеют место при переходе от одной модели национальной экономики к другой.

Возникновение трансакционных издержек обусловлены целым рядом факторов:

1. Неполнота информации и асимметричность её распределения между контрагентами, что ведёт к неопределённости в экономических отношениях и выражается в неполноте контрактов. Недостаток информации всегда требует дополнительных затрат на поиск дополнительных сведений о контрагенте, а не полнота контрактов в свою очередь вызывает дополнительные расходы, на введение контроля за соблюдением договорённостей, а так же на согласование позиций в случае возникновения ситуаций непрописанных в контракте.

2. Не совпадение экономических интересов взаимодействующих сторон что порождает проблему надёжности обязательств. Расхождение интересов служит источником оппортунистического поведения, что всегда вызывает дополнительные издержки. Сопряжённые с контролем и обеспечением гарантий соблюдения контракта.

3. Недостаточность гарантий прав собственности и связанная с этим проблема её защиты от незаконных посягательств со стороны третьих лиц.

4. Не совершенство институтов что определяет существование различных препятствий, поведению экономической деятельности выходу на рынок, взаимодействию с потенциальными партнёрами, потребителями и инвесторами.

5. Ограниченная рациональность экономических агентов и связанные с этим риски.

Общепринятой классификацией трансакционных издержек сегодня не существует. Тем не менее есть несколько наиболее популярных классификаций одна из них принадлежит Милгромову и Робертсу. Милгромов и Робертс делят трансакционные издержки на издержки координации и издержки мотивации. Издержки мотивации в свою очередь подразделяются на издержки связанные с неполнотой информации и издержки являющиеся следствием оппортунистического поведения.

Эггертсон Раури основываясь на подходе Дугласа Норта выделяет следующие виды издержек:

1.Издержки поиска информации

2.Издержки ведения переговоров

3.Издержки составления контрактов

4.Издержки мониторинга договорённостей

5.Издержки принуждения

6.Издержки защиты от 3-х лиц

Классификация Далмана наиболее широко используется в публикациях по институциональной экономики. Классификация Далмана похожа на классификацию Норта Эгенсона, однако в ней классификации Далмана некоторые виды издержек объединены, а другие напротив разделены.

Всего в ней фигурирует следующие пять видов издержек:

1. Издержки поиска информации.

2. Издержки измерения.

3. Издержки введения переговоров и заключения контрактов.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности.

5. Издержки оппортунистического поведения.

В виду своей простоты и удобства именно классификация Далмана приводится в большинстве учебников по институциональной экономике.

Главное назначение экономических институтов состоит в обеспечении оптимального распределение ограниченных ресурсов. Оптимальность в данном случае понимается, как возможность перемещения ресурсов к тем экономическим агентам которые способны использовать их наиболее эффективно, и соответственно оценивают более высоко. Однако в реальной экономике функционирование институтов всегда связано с трансакционными издержками. Чем выше издержки совершение трансакций тем дольше и сложнее перемещаются ресурсы к тем лицам, которые способны к их наиболее эффективному использованию. Поэтому любая самая совершенная система институтов не обеспечивает полностью оптимально распределения ресурсов. Задача состоит только в том, что бы минимизировать трансакционные издержки функционирования системы институтов. Самостоятельной проблемой являются налоги и сборы сопряжённые с функционированием отдельных экономических институтов, они прямо увеличивают затраты связанные с осуществлением трансакций кроме того на ряду с официальными налогами и сборами присутствуют теневые выплаты отражающие коррупционную составляющую функционирования государственного аппарата, при этом чем выше административные барьеры тем больше и величина трансакционных издержек.


Лекция №4

Теория контрактов.

1) Базовые принципы экономической теории контрактов.

2) Совершенные (полные) и не совершенные (неполные) контракты.

3) Классификация контрактов.

Контракт в юридическом смысле – это договор устанавливающий права и обязанности сторон, а так же сроки его действия. Под контрактом понимают так же гражданское правоотношение, возникающие из договора и документ в котором изложено содержание контракта, заключенного в письменной форме. В узком смысле это документ. Контракты как обязывающие соглашения защищенные законом в первые появляются в Европе в 16 веке, до этого права и обязанности сторон зависели главным образом от их места в социальной иерархии.

Контракт в экономической теории рассматривается не только как чисто рыночное соглашение, но и как отношение, которое стороны стремятся поддерживать, в силу взаимной заинтересованности. В первые подход к контрактам, как к отношениям был сформулирован Австрийским экономистом Е. Бём - Баверком, он подчеркнул. Что в экономическом смысле, контракт – это любое соглашение об обмене правомочиями и их защите. В отношенческой трактовке такие соглашения могут иметь неопределенную длительность, быть неявными, подразумеваемыми, невыраженными словами и незафиксированными в документе в письменном виде.

В качестве примеров подобных контрактов Бём – Баверк приводил отношения между хозяином магазина и его постоянными клиентами, между врачом и его пациентом, между юристом поверенным в делах семьи и его клиентами.

Центральное значение для эффективной аллокации ресурсов, имеет принцип свободы контракта, что позволяет собственнику ресурса передавать правомочия по пользованию ресурсом, тому лицу, которое ценит его наиболее высоко. Важными принципами экономической теории контракта, являются так же доверие, эмпатия и целерациональность.

В отношенческой трактовке примерами контрактов являются отношения раба и рабовладельца, крепостного крестьянина и феодала, но разумеется в этих случаях свобода контракта может быть только относительной.

Совершенный или полный контракт, должен четко определять что обязана делать каждая сторона при любых обстоятельствах, четко распределять издержки и выгоды, при любых случайностях, а так же предусматривать санкции в случае неисполнения обязательств одной из сторон, однако предусмотреть все возможные обстоятельства тем более случайности практически не возможно, поэтому подавляющее большинство реальных контрактов являются не полными. Основными причинами несовершенства контрактов служат ограниченная рациональность, асимметрия информации и оппортунистическое поведение.

Ограничение определяющие природу ограниченной рациональности согласно классификации Саймона:

1)Ограниченность прогностических способностей человека и невозможность в силу этого предвидеть все будущее обстоятельства.

2)Издержки осуществления расчетов и ведения переговоров, при заключении контрактов.

3)Неточность и сложность языка которым написаны контракты.

4)Наличие ненаблюдаемых третьей стороной обстоятельств, способных существенно повлиять на выгоды сторон заключивших контракт.

Асимметрия информации. Это означает что покупателю и продавцу известно разное количество информации, имеющие отношение к сделке.

Выделяют три типа оппортунистического поведения, каждый из которых соответствует разным видам информационной асимметрии:

1)Имеют место, когда покупателю не известны скрытые характеристики приобретаемого блага, что может привести к неблагоприятному отбору.

2)Скрытые действия вызывающие моральный риск у стороны не обладающей всей полнотой информации.

3)Скрытые намерения партнера по сделке, чреватые вымогательством с его стороны.

Таким образом не полные контракты позволяют сторонам гибко реагировать на непредвиденные обстоятельства, но одновременно они таят проблему несовершенства обязательств и чреваты проявлениями оппортунистического поведения.

Контракты подразделяются на:

1)Эксплицитные и имплицитные.

2)Классические, неоклассические, отношенческие.

Эксплицитный (явный) контракт - это взаимные обязательства сторон, определяющие их будущие действия в течении периода исполнения договоренности, при этом их действие основано на использовании механизмов принуждения.

Имплицитный (неявный) контракт – это ожидания индивидов находящихся во взаимодействии с кем либо относительно будущих действий партнёра, эти ожидания воздействуют на поведение до тех пор, пока реальные действия не расходятся с ожидаемыми.

Классический контракт является полным и целиком специфицирует характеристики предмета обмена и условия осуществления контракта. Типичен для сделок купли-продажи уже имеющейся продукции.

Неоклассический контракт отличается большей неопределенностью и поэтому включает в себя характеристики вариантов условий реализации контрактов. Типичен для производства новой продукции и строительства.

Отношенческие контракты отличаются высокой неопределенностью, поэтому они фиксируют лишь общую направленность совместной деятельности, а так же внутренние механизмы контроля и улаживания конфликтов, которые создаются сторонами сделки.

Лекция №5


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Экономическая система непосредственным образом с институтами. Порой экономическую систему трактуют через понятие «институт». Так, П. Грегори и Р. Стюарт дают такое определение экономической системе: экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Ф. Прайор подходит несколько иначе, но тоже с позиций института: экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Таким образом, необходимо выяснить связь экономической системы и института и роль института в экономической системе.

Понятие «экономический институт» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты». Институт (от лат. institutum – установление, учреждение) понимается как корпорация, профсоюзы, государство, а также как психологические, этические, правовые, технические и другие социальные явления.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене (для упорядочения экономической системы). Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, способствовали формированию определенного экономического поведения, обеспечивали вероятность привлечения большего или меньшего количества субъектов к той или иной хозяйственной деятельности, способствовали созданию экономической структуры общества.

По мнению Дж. Найта, институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.

Формальные институты – это институты, созданные властью, они часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в смешанной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Неформальные (общественные) институты – это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях не всегда имеют успех. Общественные институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции.

Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, со временем могут стать неэффективными и длительное время такими оставаться, поскольку трудно быстро повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Нельзя путать институты с организациями. Организации могут быть институтами. Но институты – это набор правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц. А организации – это группы людей (действующие лица), которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие людей, составляющих организации. Поэтому некоторые объединения людей могут быть как институтами, так и организациями, например, церковь, правительство, учебное заведение, фирма.

Важнейшим институтом в экономической системе является собственность.

Подразумевает некую исторически сложившуюся форму организации человеческой совместной жизнедеятельности, которая возникает как следствие необходимости удовлетворить потребности общества. Институты направлены на реализацию различных коммуникативных функций и характерны своими возможностями детерминировать поведение людей с помощью установленных

правил (общественного мнения), табу (запретов) и так далее. Собственно, этот термин в различных контекстах может выступать в четырех основных значениях:

  • группа лиц, олицетворяющая институт;
  • организация, призванная выполнять определенные функции;
  • некие посредством которых придается смысл отношениям в обществе;
  • совокупность учреждений;
  • сосредоточенные в одной сфере жизнедеятельности группы людей.

Структура социальных институтов содержит следующие элементы:

Современные социологи, как правило, выделяют четыре основные специфические сферы общественной жизнедеятельности. Именно в них и формируются отношения и институты.

Экономические социальные институты: примеры и сущность

Общественные социальные институты: примеры и сущность

Здесь имеются в виду непосредственно отношения внутри общества между различными возрастными, гендерными, национальными и другого характера
группами. Сюда же относятся категории, связанные с общественными предписаниями и табу. Например, семья, воспитание, дружба, общественные движения и прочее.

Политические социальные институты: примеры и сущность

Собственно, это все то, что охватывает соответственную сферу жизни. То есть отношения в системе государства - гражданское общество. Представленные здесь институты - это правовая и судебная системы, правительство и парламент, гражданские права и политические партии, армия и юридические учреждения.

Духовные социальные институты: примеры и сущность

Это вотчина культуры и нематериальных науки, образования, религии, искусства и так далее.

1. Институт как базовое понятие

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И поэтому имеет большое значение, как общество будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на успех и на саму возможность принятия того или иного решения, в рамках экономического и социального порядков вырабатываются схемы или алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

Этимология слова институт. Institute (англ.) – устанавливать, учреждать.

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.

В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.

Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Также под институтами Веблен понимал:

Привычные способы реагирования на стимулы;

Структуру производственного или экономического механизма;

Принятую в настоящее время систему общественной жизни.

Другой основоположник институционализма, Джон Коммонс, определяет институт следующим образом:

Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.

У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла – можно найти следующее определение:

Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.

В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:

Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики) подобную борьбу различных интересов. Они определяют правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты, но не ходы, которые игроки должны делать в течение игры, оставаясь в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора и стимулов. Институты определяют способы, с помощью которых вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен.

Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

Выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

Определенную организацию;

Наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках общественного института;

Наличие социально значимых функций института.

Существуют различные классификации общественных институтов. Обычно выделяют два критерия классификации институтов: предметный (содержательный) и формализованный.

На основании предметного критерия выделяются следующие виды институтов:

Политические институты (государство, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т. п.).

На основании формализованного критерия институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность формальных институтов основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Конституция, законы, распоряжения, постановления, контракты, соглашения о намерениях и т.п. - это формальные правила. Государство, армия, суд, институт брака, школа и т.п. - это формальные институты.

Источником неформальных институтов является культура. В неформальных институтах регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулирующие функции.

Также в экономической литературе выделяют два типа институтов:

1. Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

2. Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

Просмотров